На тринадцать октябрьских дней Екатеринбург стал музыкальной столицей России. Ровно столько длился II международный музыкальный фестиваль «Евразия» — уникальный проект Свердловской филармонии, прошедший под девизом «Свет с Востока» и призванный найти множество нитей, связывающих восточную и западную культуры.
В разнообразной и концептуальной афише фестиваля (программный директор — Гюляра Садых-заде)
представлены такие коллективы, как Гонконгский оркестр китайских национальных инструментов и Мангеймский филармонический оркестр, ансамбль мугаматистов из Азербайджана и симфонический оркестр Лейпцигского радио, православный хор «Византион» из Румынии и Амстердамский барочный оркестр.
Среди приглашённых «звёзд»
— солировавший в скрипичном концерте Филипа Гласса Сергей Крылов, специально для фестиваля подготовивший перформанс «Путь воды, путь бамбука» из опусов Кейджа, Фелдмана и японской традиционной музыки гагаку Алексей Любимов, знаменитый победитель шопеновского конкурса в Варшаве Данг Тхай Шон, любимица отечественной публики скрипачка Алёна Баева.
На форуме состоялись мировые премьеры
«Путешествия Лисы на Северо-Запад» для сопрано и оркестра Десятникова и «Природы, как она есть» для корейского барабана чанггу с оркестром Ынхвы Чо, российские премьеры «Весенней симфонии» Бриттена, «Циркуляции океана» Хусокавы и Второго фортепианного концерта «Шёлковый путь» Сая.
Два последних сочинения были исполнены на закрытии фестиваля, в программу которого также вошёл 21-й до-мажорный концерт Моцарта и «Весна священная» Стравинского в исполнении оркестра-резидента, Уральского филармонического под управлением художественного руководителя фестиваля и главного дирижера Дмитрия Лисса. Солировал в обоих фортепианных концертах известный турецкий пианист и композитор Фазиль Сай.
А накануне артист, которого часто именуют «музыкальным лицом Турции», выступил в сольном концерте,
исполнив 14-ю («Лунную») и 32-ю сонаты Бетховена в первом отделении и ля-мажорную сонату Моцарта (с «турецким маршем»), баллады и джазовые фантазии собственного сочинения — во втором.
Совершенно непонятно, зачем Сай включил в свой репертуар столь контрастирующую с его индивидуальностью философскую музыку Бетховена. Артист подпевал себе, дирижировал свободной от игры рукой, «играл лицом», всячески демонстрируя публике свою увлеченность процессом музицирования. При этом пианист избыточно педализировал, пытаясь замаскировать вялую артикуляцию, дробил мелодраматическими «всхлипами» длинные музыкальные построения, а порой и вовсе грешил дурновкусием.
Более благосклонно приняла публика авторскую часть вечера. Пять незатейливых баллад, окрашенных восточным колоритом, были мелодичны и непритязательны, а три джазовые фантазии-импровизации на темы «турецкого марша» Моцарта, 24-го каприса Паганини и «Summer time» Гершвина запомнились яркой виртуозностью и своеобразным чувством юмора.
Гораздо более серьёзное впечатление произвела «Циркуляция океана» для оркестра, прозвучавшая на закрытии фестиваля.
20-минутное сочинение японского композитора Тосио Хосокавы впервые было исполнено на Зальцбургском фестивале 2005 года Венским филармоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева. 20-минутная пьеса состоит из девяти частей (Вступление — Безмолвный океан — Волны с океана — Тучи в небе — Буря — Волны — Океанский бриз — Вода возвращается в небо — Туман над океаном), плавно перетекающих одна в другую, и представляет собой медитацию на тему круговорота воды в природе. Несмотря на определенное влияние «Моря» Дебюсси, это вполне самобытное сочинение, богато оркестрованное и ладно сконструированное.
Не может не вызывать восхищение та лёгкость, с которой Уральский филармонический оркестр справился со всеми трудностями насыщенной партитуры. Завершившая концерт и фестиваль «Весна священная» Игоря Стравинского окончательно убедила в том, что
екатеринбуржцы могут гордиться оркестром высокого уровня, которому по плечу самые сложные художественные задачи.
Было бы несправедливо не сказать несколько слов о великолепной организации фестиваля. В рамках форума состоялись благотворительные концерты, мастер-классы, научная конференция, были открыты виртуальные залы, позволившие транслировать концерты на города и сёла Свердловской области, прошла презентация уникального инструмента — точной копии старинного французского клавесина 1730 года.
На форуме работало около сотни волонтёров, переводчиков, в антрактах были организованы автограф-сессии, во время которых публика могла напрямую общаться с музыкантами.
Всё это создавало удивительно тёплую атмосферу, ощущение праздника
и вселяло уверенность в том, что стремительно ворвавшийся в число самых значимых культурных событий России международный музыкальный фестиваль «Евразия» не опустит столь высокую планку и в 2015 году, в котором пройдёт в третий раз.
Фотографии с официального сайта фестиваля