«Кавалер розы» Рихарда Штрауса в Зальцбурге

«Кавалер Розы» Рихарда Штрауса в Зальцбурге

Премьера новой постановки одной из самых популярных опер XX века состоялась в рамках Зальцбургского фестиваля в прошлом году и была приурочена к 150-летию Рихарда Штрауса.

Нелепая статика режиссерских решений Гарри Купфера вызвала у меня несколько предвзятый скепсис, и в своей рецензии на постановку я, признаюсь, подсознательно сравнивал предложенную безыдейную разводку с великолепным, по-настоящему «штраусиным» спектаклем С. Лоулеса, идущим сегодня в Большом театре России.

Спустя год я решил освежить свои впечатления, и должен заметить, что со второго захода не увидел ничего, что могло бы меня примирить с оформительской пустотой этого представления. То есть спектакль Купфера не то, что время лечит.

А вот музыкальные впечатления, пожалуй, удивили.

Красимира Стоянова, на мой вкус, по-прежнему, не певица Рихарда Штрауса: слишком она интеллигентно-простоватая. Нет в лучезарном и рафинированно безупречном вокале певицы той эстетической надтреснутости, без которой музыка Р. Штрауса просто не звучит (наверное, именно в силу своих тембровых «особенностей» Рене Флеминг так виртуозно справлялась всегда с этим непростым репертуаром). Играет же Стоянова превосходно, чувство сцены и образа здесь проработаны и соответствуют замыслу.

«Кавалер Розы» Рихарда Штрауса в Зальцбурге

Намного более приятное впечатление произвела на меня в партии Октавиана София Кох: её мальчик-мотылёк – существо, напоминающее капризного Амура, и это прочтение прекрасно вписывается в постановочную стилистику Купфера, и даже в хронологическую приуроченность сюжета (в XVIII веке, в котором разворачивается действие капризные амуры действительно пользовались спросом). Но, как я уже отмечал раньше, в эстетику собственно музыки Р. Штрауса эта интерпретация не вписывается. В отличие, к слову, от исполнения партии Барона Окса.

В этот раз в партии Окса мне повезло услышать живьем не больного, а вполне себе здорового Гюнтера Гройсбёка, и это был настоящий праздник:

певец сделал образ не только игрой, которая у певца всё время «одного цвета», именно вокальными ресурсами. Здесь и нахрапистые интонации, и отливающее сталью в голосе молодцеватое жлобство, и готовность любой ценой сохранять хорошую мину при плохой игре в порывистой фразировке. Хорошо, одним словом.

«Кавалер Розы» Рихарда Штрауса в Зальцбурге

Софи в исполнении Гольды Шульц показалась мне не то чтобы резковатой, но тембр певицы, её манера и стиль подачи материала больше походили на грубо завуалированную игру прожжёной особы, танком прущей навстречу своему счастью. Весомая такая Софи получилась. Прямо «коня на скаку» опрокинет.

Ну, и в который раз нельзя не восхититься работой Венских филармоников под управлением Франца Вельзер-Мёста:

как и в прошлом году, оркестр буйствовал, неистовствовал, шелестел и ураганом головокружительной оркестровки поражал, искупая своим бескомпромисно доминирующим превосходством нарядную пустоту инсценировки одного из самых душераздирающих откровений о тщетности земного счастья, о его ненадежности, неумолимо приводящей к одиночеству…

Фото: Salzburger Festspiele / Monika Rittershaus

реклама