Скромное очарование гильотины

«Луиза Миллер» в Гамбургской опере

«Луиза Миллер» в Гамбургской опере

Уже можно утверждать, что «Луиза Миллер» Верди в постановке Андреаса Хомоки — один из самых приятных спектаклей, идущих в этом сезоне на сцене Гамбургской государственной оперы.

Постановщики незначительно отступают от либретто Сальваторе Каммарано, где в центре стоит конфликт отцов и детей, чтобы приблизиться к Шиллеру, написавшему «мещанскую трагедию» «Коварство и любовь» накануне Французской революции. Персонажи действуют не на фоне тирольских деревенских ландшафтов, а перемещаются между пространством светской жизни и власти и буржуазно-мещанской приватной сферой.

Миллер — не отставной солдат, а снова придворный музыкант; Луиза — не крестьянка, а элегантная мещанка в позолоченном платье.

Хористы в белых париках помахивают козьими головами, насаженными на палки. Это напоминает о мнимом возвращении к природе, которое разыгрывала последняя французская королева Мария-Антуанетта, игравшая в Трианоне с козочками и изображавшая на сцене пастушку. Одновременно вспоминается раскрашенная и напудренная голова её подруги мадам де Ламбаль на пике.

«Луиза Миллер» в Гамбургской опере

Меч навис не только над головой Рудольфа и Луизы: в конце на сцене появляется гильотина. Рудольф поёт свою арию Oh! fede negar potessi на фоне картины, предвещающей не только смерть возлюбленной, но и гибель аристократии в пожаре революции.

Нино Мачаидзе (Луиза Миллер) с её темпераментом, драматическим напором и красотой во всём была настоящей героиней спектакля.

Она много двигалась по сцене, изображая молодую девушку. Но её голос, несмотря на чувственность и богатство оттенков, звучал неожиданно зрело, был лишён юношеской свежести. Так что, не было отчётливо выраженного вокального контраста между ней и Федерикой, герцогиней Остхеймской. Впрочем, герцогиня у румынской певицы Рамоны Захария получилась вдвойне проходным персонажем, несмотря на платье с непомерными фижмами.

«Луиза Миллер» в Гамбургской опере

К отравившему шестнадцатилетнюю девушку Фердинанду из драмы Шиллера трудно испытывать сочувствие. Он раздражает своей погоней за буржуазно-мещанским (несмотря на дворянское происхождение) идеалом женской чистоты, подозрительностью и любовным абсолютизмом, а также откровенной глупостью в романтической оболочке. (К слову, Верди переименовал героя в Рудольфа из цензурных соображений. «Луизу Миллер» композитор сочинял для неаполитанского театра Сан Карло, а правящего в то время короля Неаполя и Обеих Сицилий звали Фердинанд).

Рудольф в исполнении Ивана Магри вызывал гораздо больше симпатии, его голос звучал не всегда ровно, но легко и проникновенно. Итальянский баритон Роберто Фронтали выразил весь спектр переживаний несчастного Миллера. Рамаз Чиквиладзе (Вурм) и Александр Виноградов (граф Вальтер) создали своими басами стену, сквозь которую действительно было невозможно пробиться обречённым влюбленным. Граф Вальтер оказался внешне хрупким стариком, но наделённым голосом непререкаемой власти.

«Луиза Миллер» в Гамбургской опере

Разочаровал только дирижёр Йоханнес Фритш, не придававший действию целостности и динамизма, а, скорее, притормаживающий его. Но несмотря на это, а также на весь трагизм представленных публике событий, «Луиза Миллер» вызывает желание приходить в Гамбургскую оперу ещё и ещё.

Премьера спектакля состоялась 16 ноября 2014 года.

Фото: Моника Риттерхаус / Гамбургская государственная опера

Трейлер спектакля:

реклама