Берлинский триумф молодых музыкантов с Урала

Симфонический оркестр Уральской государственной консерватории

Мы живём в эпоху, когда провал или успех на концерте, сознаваемые музыкантами и просвещенной публикой, зачастую нивелируются аморфно-заготовленной реакцией — бездумными аплодисментами, пустыми криками «браво!», необходимыми скорее «для порядка», для филармонической статистики, но не для выражения искреннего восторга. Подобное «доброжелательное равнодушие» должно бы оскорбить настоящего музыканта, того кто знает истинные «пределы своего дарования», и, несмотря на шаблонные похвалы или критику, в глубине души осознаёт что он сделал, что должно было быть и что не получилось.

Соединение честной самооценки и непрестанное самосовершенствование — залог внутренней культуры художника. И как бы не была пресыщена публика, почти утратившая способность к эмпатии — одному из важнейших свойств любого искусства со времён эллинов,

настоящее, серьёзное творчество всегда оставляет неизгладимый след в душе.

И тогда мнимая доброжелательность, толерантная картонность ложного этикета исчезает и слушатель начинает испытывать доверие к тому, кто выступает на сцене, верить той музыке, которая звучит — верить и сопереживать.

Кто-то, увы, противоестественным усилием воли намеренно не впускает в себя подлинное искусство, боясь не вынести того необъятного и чистого мира, который такое искусство в себя вмещает. Правда и в том, что за всё ценное в жизни и творчестве чем-то приходится жертвовать, и уж точно – всегда приходится делать личный выбор: «что есть Истина?».

Выбор по правде — духовный труд, в котором нет места для сделок с совестью.

29 августа в главном концертном зале Германии состоялся концерт, который без преувеличения можно назвать триумфальным. Мне довелось посмотреть его прямую интернет-трансляцию. В одном из лучших и легендарных залов мира — берлинском Концертхаусе — выступил Симфонический оркестр Уральской государственной консерватории. Атмосфера вечера отличалась реликтовой для нашего времени храмовой сосредоточенностью, зримым ощущением того, что слушатели стали свидетелями события неординарного и редкого.

Берлинский Концертхаус

Концерт состоялся под эгидой престижного фестиваля «Young Euro Classic». По конкурсному отбору в Берлин собрались лучшие молодёжные оркестры Европы. Екатеринбургский оркестр, представлявший в Старом Свете нашу страну, продемонстрировал уровень ансамблевой культуры и инструментального мастерства, которые доступны далеко не всем «взрослым» отечественным коллективам.

Молодые российские музыканты не иллюстрировали музыку, а жили ею. И огромная заслуга в этом дирижёра. Антон Шабуров не формальный руководитель оркестра. По реакции исполнителей, их моментальному реагированию и вдохновенной сосредоточенности было видно, что оркестр возглавляет творческий наставник, учитель, которому музыканты безоговорочно доверяют.

Шабуров в сравнительно короткий срок из учебного консерваторского оркестра создал прекрасный, высокопрофессиональный коллектив,

способный исполнять невероятно сложную — и с точки зрения техники, и с точки зрения метафизики — оркестровую музыку. Покоряет его сдержанно-строгая, благородная, в лучшем смысле немецкая дирижёрская манера. Оттого так органично и естественно один из самых серьезных воспитанников Г.Н. Рождественского выглядел на дирижерском подиуме сцены, помнящей Вагнера, Фуртвенглера, Клемперера и Караяна…

Программа концерта была составлена исключительно из русской музыки и воплощала отчетливую и весьма интересную этико-эстетическую концепцию. Зачин – «Ночь на Лысой горе» Мусоргского (в нечасто исполняемой авторской редакции), далее обязательная (по условиям фестиваля) мировая премьера сочинения композитора-соотечественника оркестрантов: «Ныне отпущаеши» («Хоральная постлюдия для альта с оркестром») Юрия Абдокова, посвященная памяти альтиста и дирижера Рудольфа Баршая — и в завершении первого отделения «Светлый праздник» Римского-Корсакова. Таким образом,

складывалась некая общая направленность — от инфернальной оркестровой живописи, через исповедальную молитвенную музыку к торжеству.

Второе отделение — «Патетическая» симфония Чайковского. Образы разнохарактерных опусов первого отделения органично «рифмовались» с оркестровой космогонией второго отделения.

«Ночь на Лысой горе» была исполнена с ярким концертным блеском. Была заметна небольшая скованность оркестра и дирижёра, вызванная очевидным волнением перед выступлением. Но это никак не отразилось ни на технической стороне (отменная артикуляция и продуманная до мелочей нюансировка), ни на целостном впечатлении. Вообще, авторская редакция этого опуса отличается своеобразной тектонической мозаичностью, калейдоскопичностью живописных картин. У оркестра получилось главное — не свести эту специально спроецированную композитором «дробность» до ощущения красочного попурри.

«Ночь на Лысой горе» позволила оркестру «освоить» феноменальную акустику зала, ощутить контакт с публикой.

И потому мировая премьера «Ныне отпущаеши», Хоральной постлюдии для альта с оркестром Юрия Абдокова была исполнена с использованием всего образно-технического потенциала оркестра.

Юрий Борисович Абдоков

Возможно, как это часто бывает, на концерте в Берлине ждали от «современного композитора» нового бессмысленно-беспощадного эпатирования на уровне внешних средств. Думаю, мало кто рассчитывал услышать то, что услышал. Звучало действительно новое произведение. Эта высокая номинация по редкому праву может быть отнесена к музыке, достойной того, что ее окружало в программе.

Хоральная постлюдия для альта с оркестром Юрия Абдокова теперь существует не только в нашей жизни, но и в жизни искусства, не ограниченного филармоническими, национальными и географическими границами.

И доказательством этому стала невероятная для немцев восторженная реакция зала. Шабуров дважды возносил над головой партитуру нового сочинения. Здесь лучше всего привести слова самого дирижера: «ВСЕ, кто подходили ко мне после концерта, отметили, что это было сильнейшее потрясение. Великая музыка без преувеличения!» Пожалуй, для альта с оркестром так ещё никто не писал.

Несколько слов о солисте — Александре Митинском, без которого трудно представить себе берлинский триумф. Это человек феноменального творческого дарования: так точно передать сложнейший замысел, с таким вкусом и мастерством сочетать неимоверно сложную альтовую партию с дыханием неординарного оркестра сегодня могут лишь избранные. В этом смысле не только само сочинение, но и вдохновенная игра Митинского воскрешала легендарный образ Рудольфа Баршая.

Зримый триумф оркестра начался с «Постлюдии», за которой последовало по-настоящему выдающееся исполнение «Светлого праздника» Римского-Корсакова.

Никакой скованности или зажатости — фресковое письмо воссоздавалось без пренебрежения к деталям, как это нередко случается. Замечательно выстроенная композиция: сочетание головокружительных темброво-динамических взлетов и ниспаданий. Настоящее свето-тембровое «высвечивание» генеральной кульминации. Стройность и завершённость формы. Все это подтверждало эксклюзивный художественный уровень молодежного оркестра.

Шестая симфония Чайковского была исполнена мастерски и уверенно. Дирижер стремился не копировать известные канонические прочтения, что само по себе ценно. Это вообще свойственно художественной манере Шабурова — не фотографировать, не изображать, не инсталлировать, а ответственно интерпретировать исполняемую им музыку, даже если существует некий устойчивый общепризнанный «канон».

Понятно, что молодёжный оркестр, даже такой замечательный как Уральский симфонический, еще не вполне «оброс судьбой» для максимально совершенного, не только технически, но и в трансцендентном плане воплощения такого объемного, многосложного сочинения, как «Патетическая» симфония. Тем не менее, оркестр показал великолепную работу, благоговейное сопереживание, точное понимание композиторского и дирижерского замысла, что не могло оставить взыскательных слушателей равнодушными.

По всем меркам это был уникальный концерт.

Концерт, оставляющий чистый след в душе, внушающий веру в молодость, в красоту не ангажированного рынком творческого вдохновения. Есть еще честные молодые музыканты, вопреки всему рождается и новая настоящая музыка. «Поднимается ветер — попробуем жить».

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама