Динара Алиева в гамбургской «Травиате»

Динара Алиева выступала в гамбургской постановке оперы Верди «Травиата» в октябре 2017 года и снова вышла в партии Виолетты сейчас, в рамках фестиваля «Итальянские недели», проходящем с 11 марта по 17 апреля.

В постановке немецкого режиссёра Йоханнеса Эрата в прологе играет аккордеонист, Альфред откапывает мёртвую Виолетту из кучи осенних листьев. Эта сцена повторяется снова в их финальном дуэте. Перед нами отсылка к «Даме с камелиями»: в романе Дюма-сына Маргарита умерла в одиночестве, под охраной сторожа, приставленного к ней кредиторами. Арман хотел непременно ещё раз увидеть её, поэтому гроб выкопали и открыли: «Вместо глаз были две впадины, губы провалились, и белые зубы тесно сжались. Длинные, сухие черные волосы прилипли к вискам и немного прикрывали зеленые впадины щек... Арман не мог оторвать взора от этого лица, он поднес платок ко рту и кусал его». Так и здесь, Альфред объясняется уже с трупом, призраком.

Осенние листья, которыми засыпана сцена – это и короткое «бабье лето», и деньги.

Потом, когда гости на празднике у Флоры подбрасывали вверх ворохи банкнот, ассоциация с деньгами стала прозрачнее, и зря. Виолетта живёт и умирает на ярмарочной площади. По сцене ходят потусторонние акробаты и ездят маленькие машинки. Это – и карусель удовольствий, и скорость, с которой пронеслась жизнь Виолетты, и придорожная проституция. Светящиеся фары машинок и пронзительный сценический цвет резали глаза, не давая возможности видеть лица солистов.

Почти весь спектакль Виолетта ходит босая в белой сорочке и наброшенном цветастом халате, что подчеркивает её беззащитность на осеннем ветру. Но всё равно порадовало, когда Жорж Жермон предложил ей своё основательное буржуазное пальто.

Во время первой арии Виолетты и потом во время её сцены с Жоржем Жермоном круглый серый диск сцены вращался, показывая, что героиня не может выйти из замкнутого круга, вечного возвращения. Это ещё и головокружение от любви, вина, болезни, неустойчивость жизни. Несмотря на все смыслы, которые здесь можно найти, вращение раздражало: хотелось, чтобы сцена и Виолетта на ней поскорее остановились.

Голос Динары Алиевой выражал в большей мере чувственную сладостную прелесть её героини, чем глубину её страданий,

идеально сочетаясь с тенором Довлета Нургельдиева (Альфред), лирическим, но с вечерним бархатистым тембром. Они образовали во всех отношениях идеальную пару.

Маркус Брук (Жермон) провел свою линию по контрасту с прохладным оттенком, показывая своё эгоистическое равнодушие к чувствам других, но и демонстрируя неоднозначность своего персонажа своей вокальной безупречностью.

Доротте Ланг в партии Флоры выпала непростая задача скакать в чулках и на каблуках по маленьким капотам машинок.

Она заняла место самой престижной куртизанки вместо Виолетты, нарядившись в её розовое платье.

Итальянский дирижёр Пьер Джорджо Моранди вёл оркестр мягко и неспешно, в полной гармонии с плавным звуковедением Динары Алиевой. Звук спектакля в целом был словно подсвечен приятным южным солнцем на исходе дня, но иногда, всё же, не хватало драматизма. Например, в сцене оскорбления Виолетты, хотя Альфред и душил её на полу, ощутимо недоставало напряжения, музыкального акцентирования. Чарующая тёплая красота голосов и инструментов обнимала и убаюкивала, учитывая, что на спектакле и так лучше всего было присутствовать с закрытыми глазами.

Foto: © 2013 Monika Rittershaus

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в Гамбургскую государственную оперу, Филармонию на Эльбе, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.

реклама

вам может быть интересно