Итоги IX Минского Международного Рождественского оперного форума

Улькяр Алиева, 08.01.2019 в 19:28

В декабре Минск становится не только столицей Беларуси, но и своеобразным оперным центром всего постсоветского и даже европейского пространства. Минский Международный Рождественский оперный форум уже стал узнаваемым и прописался в календаре академических музыкальных форумов.

В этот раз программа фестиваля отличалась приятным разнообразием. Форум открылся оперой-buffa «золотого периода бельканто» – «Доном Паскуале» Г. Доницетти в постановке Михаила Панджавидзе, собрав в едином спектакле молодые и перспективные кадры Большого театра Беларуси: Викторию Красинскую (в партии Норины), Андрея Селютина (в титульной партии), Андре Клипо (Малатеста), Александра Михнюка (Эрнесто) и Илью Певзнера (Нотариус).

Под стать сюжету, сама постановка напоминает яркую новогоднюю праздничную упаковку, в которой внутреннее содержание ничуть не уступает ее красочной оболочке. М. Панджавидзе уже с самого начала вводит зрителей в мир театра: оркестранты появляются из фойе зала в костюмах начала XIX века (периода создания оперы) и, проходя через весь зрительный зал, дефилируют через боковые проходы в оркестровую яму. А с первых аккордов увертюры режиссер вводит публику за кулисы театра, в гримерную, где актеры, задействованные в спектакле, переодеваются в костюмы комедии dell’arte, примеряя на себя маски скупого старика Панталоне (Дон Паскуале), субретки Коломбины (Норина), хитрого пройдохи Арлекина (Малатеста) и незадачливого влюбленного Пьеро (Эрнесто).

Использует М. Панджавидзе и апробированные классические приемы: удвоенный театр — «театр в театре», а также вовлечение зрителей в ход сценического действия путем «стирания» граней сцены и зрительного зала, создавая настоящий эффект мультитеатра, когда участники действия выходят в зал, к зрителям.

2018 год — юбилейный для Джакомо Пуччини (160 лет со дня рождения). И в программе Минского оперного фестиваля были представлены сразу два произведения последнего оперного классика Италии – премьера оперы «Богема» в постановке известного российского режиссёра Александра Тителя и обновлённая редакция оперы «Тоска» в постановке М. Панджавидзе.

В постановке «Богемы» А. Титель совсем немного сдвигает временные границы, перенося время действия из конца XIX в начало 20–30-х гг. ХХ века. Режиссер делает акцент на художественную богемную составляющую данного периода – в центре сценографии работы известных художников того периода. Это металлические конструкции сюрреалистов – «диван-губы» С. Дали, «ноги» Р. Магритта, «шиппированная» лампа-глаз из «Генрики» П. Пикассо, силуэт кисти руки, фужеров, рождественские шары, свисающие с колосников, и нечто абстрактно-переплетенное, что используется то в виде сидения, то в виде предсмертного ложа Мими. Это, собственно, полотна и одежда по мотивам картин Модильяни, Ван Гога, Сезанна, Пикассо, М.Шагала, Х.Сутина. Весьма оригинально режиссёр трактует финал оперы: статисты за кулисы «перекатывают» кровать, которая стала смертным ложем Мими, и за ними, как за траурной процессией, следуют герои. Уборщица выметает последние бумаги – навсегда ушедшие «страницы» молодости, беспечности и счастья героев. А, возможно, и черновики будущего бестселлера А.Мюрже «Сцены из богемной жизни».

У казахского тенора Медета Чотабаева (Рудольф) довольно красивый, пластичный голос, приличные верхи. Мими – белорусское сопрано Марта Данусевич, как и ее героиня, молода и красива (перспективной белорусской вокалистке пока еще не хватает гладкости, эластичности линий и динамических градаций). Владимир Громов (Марсель) и его сценические друзья и коллеги по сцене Андрей Валентий (Коллен), Денис Янцевич (Шонар) могут похвастаться и артистической зрелостью, и вокальной отделкой каждой фразы.

Новая постановка «Тоски» (точнее, новая редакция оперы) оставила весьма благоприятное впечатление. В сущности, М. Панджавидзе (в содружестве с художником А. Костюченко) поставил весьма традиционный и в то же время экспрессивный, выразительно рельефный и хорошо функционирующий классический спектакль. В первом акте завязка трагедии происходит на фоне знакомого купола римской базилики с расписными раздвигающимися колоннами-блоками. Во втором акте сумрачная цветовая гамма кабинета Скарпиа с массивным столом и бюстами римских императоров словно намекает, что шеф римской полиции и практически тайный правитель Рима также не прочь причислить себя к плеяде монарших особ. Серые камни тюремного замка Сант-Анджело — последнее пристанище влюбленных.

Роскошный спинтовый тенор Ахмед Агади в партии художника-вольтерьянца в очередной раз покорил белорусскую публику. Голос и облик статного белорусского баритона Станислава Трифонова в партии Скарпиа сродни образу итальянского аристократа, интерпретированного в «Тоске»: крупная подача звука, который без видимых усилий заполнял зал. А вот сербское сопрано Драгана Радакович оставила неоднозначное впечатление: голос достаточно объемный, однако довольно напряженные верхи несколько нивелировали общее впечатление от исполнения.

И всё же самой ожидаемой премьерой Минского фестиваля стала новая постановка оперы Р. Штрауса «Саломея». Режиссёр М. Панджавидзе весьма оригинально использует сюжет драмы О. Уальда. Перенос места действия в современное время (всё сценическое действие разворачивается на яхте олигарха) вносит символический подтекст — бесполезно вспоминать прошлое, если эти воспоминания не могут осмыслить настоящее. По замыслу режиссёра — меняются времена, внешний антураж, но сама человеческая природа остаётся неизменной. Избалованные власть имущие в современном мире, как и тысячелетия тому назад, пресыщены развратом, ибо искренне уверовали во власть «золотого тельца». И сама яхта, по замыслу М. Панджавидзе, — это корабль грехов, где зло, уже не таясь и не мимикрируя, раскрывает свою истинную сущность. В свете чёткого образно-идейного замысла постановки, противостояние Иоанна и Саломеи представлено в виде аллегорической борьбы идеального над материальным, победа Духа (внутренней субстанции) над Материей (внешней, физической формой).

Для расширения формата постановки и усиления её смысловой концепции, М. Панджавидзе вводит в оперный спектакль своеобразный хореографический пролог на музыку симфонической поэмы Р. Штрауса «Так говорил Заратустра», которую можно озаглавить как «Житие Иоанна Крестителя Предтечи». Собственно, Пролог по своей структуре является хореодрамой — микс драматического и балетного спектакля. В целом, вся развёрнутая хореографическая составляющая пролога («ожившие» пески, волны) и последующий танец семи покрывал в постановке молодых и талантливых белорусских хореографов Константина Кузнецова и Юлии Дятко позволяет рассматривать всю жанровую структуру спектакля как оперу-балет, уже позабытый, но, как ярко показал белорусский спектакль, весьма функциональный.

Оригинальное содержание способствовало неординарному сценографическому оформлению спектакля – не в виде традиционного «театрального дизайна», а как составной символически-смысловой единицы постановки. Российский художник-постановщик Гарри Гуммель разработал впечатляюще-яркую сценографию, костюмы, концепцию видеоконтента спектакля, раскрывающие и дополняющие смысл разворачивающегося сценического действия.

Отметим крепкое и объёмное драмсопрано Екатерины Головлёвой в титульной партии, Оксану Якушевич, не побоявшуюся столь ярко и наглядно создать во всех отношениях абсолютно инфернальный образ Иродиады, Станислава Трифонова, весьма убедительно и в плане вокала, и в плане актёрского мастерства воплотившего образ пророка, и великолепное выступление российского тенора Дмитрия Пьянова в партии Ирода — оно стало подлинным украшением спектакля.

Роскошным рождественским подарком Минского оперного форума стало выступление настоящего лирико-колоратурного бриллианта – Ольги Перетятько. Для выступления в Минске знаменитая певица выбрала формат сольного концерта, когда все внимание публики концентрируется не на спектакле, а на вокале, что помогает зрителю воспринимать музыку по-настоящему – душой и сердцем. О. Перетятько сумела покорить и минскую публику, и гостей форума не только внешним очарованием, но и почти безупречной техникой, эмоциональной искренностью и подлинным артистизмом.

Перетятько хоть и начала свой концерт с русской классики – светло-озорной каватины Людмилы из оперы М. Глинки, все же основной акцент был сделан на репертуар бельканто: божественная «Casta Diva» В. Беллини, напоенная тихим струящимся светом каватина Семирамиды из одноименной оперы Дж. Россини и два номера Г. Доницетти – знаменитая каватина Линды ди Шамуни и просветленная заключительная сцена – кабалетта Анны Болейн. Также по одному номеру из Дж. Верди (энергичное болеро Елены) и Ш. Гуно (воздушный, по-французски изящный вальс Джульетты). И завершила Ольга Перетятько свою концертную программу милым, по-женски кокетливым вокальным вальсом Л. Ардити «Il Bacio» («Поцелуй»), даря каждому зрителю ожидание желанного поцелуя от любимого человека, который «развеет все невзгоды, словно сон».

В рамках Минского оперного форума уже в пятый раз проводится Минский Международный конкурс молодых оперных исполнителей и с каждым разом увеличивается не только количество конкурсантов, но и расширяется география её участников. Уже после двух туров обозначились три ярких фаворита – это корейский баритон Тоньон Но, американский баритон О'Хэнлон Эмметт и роскошное лирико-драматическое сопрано Кридл Лорен Мишель. Однако решением международного жюри конкурса Гран-при было присуждено российской сопрано Ксении Нестеренко.

И завершился великолепный Минский оперный форум Гала-концертом звёзд мировой оперной сцены из 15 стран. Он стал уникальной возможностью не только услышать ведущих зарубежных солистов, но и полюбившихся молодых исполнителей, победителей и призёров прошедших белорусских конкурсов; сравнить их исполнение с предыдущими, убедиться, насколько они усовершенствовали своё мастерство. И наконец, просто ещё раз за один вечер услышать столь любимые номера из классического оперного наследия.

«Триумфальный марш» из оперы «Аида» Дж. Верди в исполнении ведущих солистов, артистов хора и симфонического оркестра Большого театра Беларуси под руководством маэстро Александра Анисимова, завершивший Гала-концерт, имеет символическое значение. Следующий год – юбилейный для Минского оперного форума, а это означает, что белорусских меломанов захватит феерия новых оперных постановок, которые ежегодно дарит своим зрителям Большой театр Беларуси, а некоторых молодых исполнителей и вовсе — триумф на предстоящем Минском Рождественском Международном конкурсе вокалистов.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама