Мировая премьера балета Джона Ноймайера Ghost Light

Foto © Kiran West

Структурной основой сто шестьдесят третьего балета Джона Ноймайера Ghost Light («Свет для призраков») стали правила по соблюдению социальной дистанции, введённые для борьбы с пандемией коронавируса.

«Назвать балет Ghost Light меня побудила статья в New York Times о ситуации на Бродвее. Это понятие происходит из викторианского театра. По окончании репетиции или представления на сцене оставался один единственный источник света, чтобы призраки умерших артистов могли играть всю ночь. Как вечный свет в церкви, этот свет остаётся до следующего дня, пока театр снова не оживёт. Эта идея была позаимствована американскими театральными профсоюзами: довольно некрасивый шест с лампой на конце устанавливается на сцене, и, начиная с этого момента, на сцену нельзя выходить до тех пор, пока на другой день не начнётся репетиция. Сейчас на Бродвее горят 23 Ghost Lights, поскольку все театры закрыты», — поясняет Ноймайер.

Дополнительный комментарий в буклете к спектаклю также сделал Йорн Рикхофф, возглавляющий в Гамбургском балете Джона Ноймайера отдел по связям с общественностью: «Название балета Джона Ноймайера Ghost light cвязано с практикой американских театров. Там в центре сцены традиционно устанавливается металлический шест с лампой на конце на то время, пока на сцену запрещено выходить артистам или техническим сотрудникам. Ghost light – cигнал, требующий строгого соблюдения, поскольку поддержание установленных часов работы строго контролируется влиятельными театральными профсоюзами. <…> История Ghost light начинается в XVI веке. Первоначально это была ирландская традиция, которую позаимствовала викторианская Англия. Уже оттуда она была экспортирована в США. Когда в XIX веке здание театра и сцена стали освещаться при помощи централизованно управляемой газовой системы, Ghost Light выполнял совершенно практическую функцию защиты от пожара. Беспрерывная подача газа для этой последней лампы, горящей и ночью, обеспечивало выравнивание давления, разгружало вентили и тем самым уменьшало риск разрушительного газового взрыва».

Есть одноименный роман современного ирландского писателя Джозефа О'Коннора. Цитата из него служит эпиграфом к балету: «Ghost Light. Давнее суеверие среди театральных артистов. Она лампа должна гореть всегда, пока весь театр погружён во тьму, чтобы духи могли играть свои представления».

Артисты репетировали в малых группах — по шесть-семь человек. В балете задействована вся труппа — шестьдесят человек. Па-де-де танцуют только артисты, которые в паре и в реальной жизни.

Представление начинается, как это часто бывает у гамбургского балетмейстера, без музыкального сопровождения. На сцене появляются призраки Маргариты (Анна Лаудере) и Армана (Эдвин Ревазов) из балета Ноймайера «Дама с камелиями».

Балет поставлен на музыку Шуберта: Музыкальные моменты, Аллегретто до минор D 915, Четыре экспромта, Cоната № 18. За фортепиано — польский пианист Михал Бялк.

Медленные темпы, вероятно, были необходимы для создания призрачной атмосферы и для соответствия неспешному ритму движений, но паузы иногда казались невыносимо длинными, особенно в Музыкальных моментах.

Оригинальные костюмы для этого коронавирусного балета не создавались. Некоторые артисты даже танцуют в своём — в том, в чём им удобно репетировать. Призраки Маргариты и Армана, очевидно, — в костюмах из «Дамы с камелиями», также появляются Мари (Эмили Мазон) и Гюнтер из «Щелкунчика» Ноймайера. Бесконечно долго стоит на пуантах Сильфида (Оливия Беттеридж).

Угловатый ломаный танец Алеша Мартинеза и его белые лохмотья воскрешают в памяти то ли Бетховена из «Бетховен-проекта», то ли страдальца из балета Ноймайера «Зимний путь».

Выверенные чёткие движения Сильвии Аццони в па-де-де с Александром Рябко напоминают балеты Ноймайера на музыку Малера. В своей миниатюрной лёгкости Аццони в светлом трико кажется внеземным существом, эфирным телом.

На пустой сцене артисты отбрасывают тени на белый экран. Иногда они перебегают сцену поперёк.

Движения, которые, по-видимому, задумывались как синхронные, выполняются с существенными расхождениями. Они очень редко вписаны в музыку, как это тоже часто бывает у Ноймайера. На уровне — Музыкальный момент № 3 более оживлённый, поэтому артисты двигаются быстрее.

В финале духи-призраки собираются вокруг лампы и задумчиво смотрят на неё.

К концу балета его медленный темп и абстрактность начинают надоедать, и, действительно, хочется, чтобы в театр поскорее вернулась настоящая жизнь и страсти.

Спектакль 17 сентября — четвёртое представление со дня премьеры 6 сентября 2020 года. Гамбург.

Foto © Kiran West

Московская профессиональная клининговая компания с большим опытом работы готова прийти на помощь в сложной ситуации. Уборку после потопа мы проведем быстро, качественно, на высшем уровне.

реклама