Не жалею, не зову, не плачу…

К 125-летию со дня рождения Сергея Есенина

«Не жалею, не зову, не плачу, / Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. / Увяданья золотом охваченный, / Я не буду больше молодым», – кто не знает эти есенинские строки! Но как много лирики поэта положено на музыку и как много его стихов благодаря этому стало популярно среди сáмой широкой слушательской аудитории! Не стало исключением и стихотворение, начальная строфа которого открыла эти заметки. Они посвящены концерту в честь 125-летия со дня рождения истинно народного русского поэта Сергея Есенина. Вечер его памяти, состоявшийся в Большом зале Московской консерватории 24 сентября, получил метафорично емкое название «В сердце светит Русь», а песенный хит «Не жалею, не зову, не плачу» Григория Пономаренко как раз и стал финальным номером программы.

Он прозвучал в исполнении всех солистов-участников, в число которых вошли сопрано Любовь Петрова (приглашенная солистка нью-йоркского театра «Метрополитен-опера» и Большого театра России), меццо-сопрано Юлия Меннибаева (солистка Московского театра «Новая Опера»), тенор Игорь Морозов (солист Московского театра «Геликон-Опера») и баритон Николай Землянских (артист Молодежной программы Большого театра России с сентября 2019 года). Классический «квартет» голосов сложился «со смыслом»: творческие орбиты всех солистов-участников судьбоносно пролегали через конкурсы, организованные сначала под эгидой Культурного центра Елены Образцовой (Санкт-Петербург), а затем – с 2013 года – Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» (Москва), который и стал организатором обсуждаемого вечера.

Любовь Петрова – лауреат I премии I Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 1999). Юлия Меннибаева – лауреат II премии Международного конкурса меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери (Санкт-Петербург, 2012) и лауреат Премии Фонда Елены Образцовой. Игорь Морозов – дипломант IX Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой, обладатель специального приза Законодательного собрания Санкт-Петербурга «Надежда конкурса» (Санкт-Петербург, 2013) и лауреат Премии Фонда Елены Образцовой. А самый младший участник концерта Николай Землянских – лауреат I премии V Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой (третья возрастная группа, Санкт-Петербург, 2014).

Несмотря на то, что в жизни названных артистов все эти важные для них вехи остались позади, сами они в поле творческого притяжения Фонда Елены Образцовой остаются и сегодня, и памятный есенинский вечер стал одним из красноречивых подтверждений этого. Помимо четверки певцов-солистов, в концерте принял участие артист Московского театра поэтов Роман Сорокин, прочитавший три стихотворения Сергея Есенина («Гой ты, Русь, моя родная», «Я снова здесь, в семье родной», «Свищет ветер, серебряный ветер»). При этом аккомпанирующим «мегаучастником» вечера стал один из брендовых коллективов Всероссийской государственной телерадиокомпании, знаменитый Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н. Некрасова (художественный руководитель – Александр Машкович), а место за дирижерским пультом занял маэстро Андрей Шлячков (главный дирижер коллектива).

Программа в одном, но весьма продолжительном отделении оказалась закольцована тематически перекликавшимися оркестровыми пьесами. «Тройкой» Георгия Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести Александра Пушкина «Метель» концерт открылся, а «Русской тройкой» Веры Городовской – перед финальным номером со всеми певцами-солистами – завершился. Наряду с произведениями на слова Сергея Есенина звучали и русские народные песни, но первым вокальным номером стала известная песня «Родина» («Вижу чудное приволье») на адаптированные слова стихотворения Феодосия Савинова «На родной почве» (1885). Долгое время ее считали народной, но авторство принадлежит Абраму Полячеку (в первом – отдельном – нотном издании 1912 года автор выступил под псевдонимом А.С. Самойлов). Эту песню замечательно исполнил Игорь Морозов, и она задала нужную тональность всему вечеру, ведь Сергей Есенин был поэтом России, поэтом бескрайних русских просторов и поэтом подлинных человеческих чувств, которые без чувства беззаветной любви к своей Отчизне были бы просто немыслимы.

Программа, водоразделом которой явилась русская народная песня «Вечерний звон» в обработке для оркестра Александра Мосолова, распалась на вокально-академическую и песенно-романсовую части. Первозданно русский академизм был представлен избранными номерами из двух вокальных есенинских циклов Георгия Свиридова. Три части прозвучали из цикла «У меня отец – крестьянин». № 2 «В сердце светит Русь» («О пашни, пашни, пашни») – Николай Землянских. № 3 «Березка» («Зеленая прическа») – Любовь Петрова. № 7 «Есть одна хорошая песня у соловушки» («Песня») – Игорь Морозов.

Четыре части прозвучали из цикла-поэмы «Отчалившая Русь». № 3 «Отвори мне, страж заоблачный» – Юлия Меннибаева. № 5 «Отчалившая Русь» («Земля моя златая!», первая часть мини-поэмы «Иорданская голубица») – Любовь Петрова. № 11 «О верю, верю, счастье есть!» и № 12 «О Родина, счастливый и неисходный час» (отрывок из мини-поэмы «Октоих») – Николай Землянских. Что ж, оперным певцам (певцам-академистам) в подобной музыке, как говорится, и карты в руки! И все исполнители импровизированной семичастной подборки уверенно это доказали, общими усилиями создав в зрительном зале плотную ауру обволакивающей эмоциональности и душевного тепла. Согрев наши сердца, живительно емкое, философски мудрое и патетически светлое слово Поэта, пропущенное сквозь глубинную образность, мелодическую яркость и живой нерв музыки Композитора, наполнило души извечным рукотворным светом соборности, истинно русской духовности.

Во втором программном блоке Любовь Петрова исполнила песню Евгения Попова на слова Сергея Есенина «Над окошком месяц, под окошком ветер» и песню Александра Варламова «Что мне жить и тужить» (слова народные). Знаменитый есенинский «Клен ты мой опавший» (еще одна песня Евгения Попова) и русская народная песня «Над полями да над чистыми» прозвучали в исполнении Юлии Меннибаевой. Два романса на слова Сергея Есенина – «Письмо матери» Василия Липатова и «Дорогая, сядем рядом» Юрия Гуляева – представил Николай Землянских. К другому есенинскому хиту «Отговорила роща золотая» Григория Пономаренко обратился Игорь Морозов. А завершила песенно-романсовый блок (перед упомянутым в начале заметок общим финалом) русская народная песня «Под дугой колокольчик поет»: ее на два голоса исполнили Юлия Меннибаева и Игорь Морозов.

Когда академические оперные голоса представляют популярный песенно-романсовый репертуар, это всегда интересно. Меломанам-«классикам» это всегда дает возможность немного отдохнуть, а критикам – беззаботно порелаксировать. Так было и на этот раз: прекрасные голоса, ласкающие слух мелодии и предельно демократичный музыкальный язык исполненных произведений подействовали, как целительный бальзам, особенно в ситуации, когда по живому звучанию голосов и инструментов за период карантина и самоизоляции мы все, конечно, соскучились. Хрустальная чистота звуковедения Любови Петровой, густое и выразительно глубокое – поистине органное! – звучание голоса Юлии Меннибаевой, благородно-лирический, эмоционально чувственный посыл Игоря Морозова и царственная рафинированность музыкальной интонации Николая Землянских не могли оставить публику равнодушной.

Фонд Елены Образцовой последовательно и неуклонно продолжает дело, начатое его великой основательницей, и есенинский вечер – один из многих в череде как прошедших событий, так и тех, что еще ждут нас впереди. Премьера вокального цикла (поэмы) Георгия Свиридова «Отчалившая Русь» в редакции для меццо-сопрано состоялась в Большом зале Московской консерватории 25 апреля 1983 года. Солисткой была блистательная Елена Образцова, а за роялем находился автор, признавший эту работу певицы эталонной. К счастью, остались записи, и мы, живущие в XXI веке, всё-таки можем ощутить, как это было в веке двадцатом. А нынешний концерт на этой же сцене с новой силой напомнил нам о том, какие великие музыкальные имена творили великую музыкальную историю нашей страны! Историю, запечатленную в Вечности…

Концерт прошел при поддержке Фонда президентских грантов

реклама

вам может быть интересно

Новая песня баяна Классическая музыка