Опера Ипполитова-Иванова «Ася» возвращается на сцену спустя столетие

Валерий Ворона

6 июня 2022 г. в Большом зале Московской консерватории будет показана новая постановка незаслуженно забытого шедевра М.М. Ипполитова-Иванова — оперы «Ася» по одноименной повести И.С. Тургенева. Музыкально-театральный проект станет ярким послесловием и еще одним щедрым подарком к недавно отмечавшемуся 160-летию со дня рождения композитора, 100-летию ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова и 155-летию Московской консерватории, которую многие годы, в том числе в трудное время революции и гражданской войны, возглавлял М.М. Ипполитов-Иванов.

В канун премьеры мы встретились с инициатором постановки и ее главной движущей силой — ректором Ипполитовки Валерием Иосифовичем Вороной.

— Опера не исполнялась 100 лет – как так вышло, это случайноcть или несправедливость судьбы?

— Теории заговора здесь, конечно, нет. Все дело в том, что у Ипполитова-Иванова не было наследников. В тридцать пятом году он ушёл из жизни, и просто некому было беспокоиться о нем и его творческом наследии… А оно огромно. Готовясь к 100-летию вуза, мы обнаружили в Российском национальном музее музыки более 10 тысяч наименований, связанных с его именем. И теперь мы пытаемся открывать его наследие заново. В основном пока своими силами.

Постановка оперы — серьёзное и очень затратное дело, а мы делаем это без копейки. По сути, это такой народный проект, что традиционно для нашей истории. Когда в 1880 году открывали памятник Пушкину — на народные, кстати, деньги — Ипполитов-Иванов написал тогда кантату, ее исполняли на открытии. Постановка его оперы «Ася», в определенном смысле, продолжает эту традицию. Сама идея людей объединила — откликнулись солисты ведущих театров, Юрий Иванович Симонов нас поддержал. Известные артисты делают все это совершенно бескорыстно, как настоящие волонтеры (хоть и дорогостоящие).

— Красивая опера?

— Красивая. Мы сейчас в процессе репетиций слушаем — наслаждаемся. Конечно, рискованно показывать ее в концертном исполнении. Опера все-таки неотторжима от визуальной части — сценография, костюмы, режиссерское решение. А концертное исполнение скорее уместно для хорошо известных опер, которые стали шлягерами, и все мелодии уже на слуху. Осенью мы планируем сделать уже полноценную постановку на сцене учебного театра ГИТИСа с костюмами, декорациями. 3-4 показа точно будет, потом повезем в регионы — нас поддержал Росконцерт. Так что сейчас у нас что-то вроде презентации.

— Но презентация серьезная — все-таки Большой зал консерватории.

— Да, консерватория нам очень помогает — бесплатно предоставляет зал, костюмы из оперной студии, экран, еще много всяких технологических моментов берет на себя. За что мы очень признательны Александру Сергеевичу Соколову и его команде. Мы планировали поставить «Асю» в рамках нашего музыкального марафона к 160-летию Ипполитова-Иванова и 100-летию вуза. Но вмешалась пандемия, пришлось постановку на время отложить.

— А много ли известно про первое исполнение «Аси»?

— Это было в 1900 году в Московской частной русской опере. Дирижировал сам Ипполитов-Иванов, в главных партиях блистали знаменитые певцы того времени Елена Цветкова и Александр Шубин. В постановке участвовали студенты консерватории — как, собственно, и сейчас. А декорации и эскизы костюмов делал Врубель. В Музее музыки мы нашли фото Врубеля с дарственной надписью, вероятно, адресованной Ипполитову-Иванову: «Победоносному вождю оперного воинства». А в Театральном музее имени А.А. Бахрушина — эскиз костюмов главных героев «Аси». Все это настоящие открытия!

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов

— Был успех?

— Да. В то время к Ипполитову-Иванову внимание общественности вообще было очень серьезное, он был большим авторитетом, гуру, каждое его слово имело огромный вес. В самые сложные времена, когда все бурлило, у него в консерватории было спокойно — он умел людей объединять. Общался с Луначарским, задумывал и осуществлял колоссальные реформы, внедрял новую систему образования. Он очень многолик — общественный деятель, педагог, этнограф, композитор, дирижер. Фигур такого масштаба найти не так-то просто.

— Тем не менее, его творчество сейчас не столь хорошо знакомо широкой публике. И «Асю» вот тоже забыли практически на сто лет.

— После премьеры «Ася» была представлена еще несколько раз, а в послереволюционное время она больше не звучала — время было жесткое, оно требовало других сюжетов и иных героев.

— У вашей постановки тоже непростая судьба.

— Мы задумывали это просто как дипломный спектакль. Но когда начали им заниматься — поняли, что этот раритет надо возвращать народу, музыка замечательная, имеющая свою особую лирико-поэтическую энергетику.

Сейчас во всем мире проявляют большое внимание к композиторам второго ряда, которые были современниками Шостаковича, Прокофьева — Моисей Вайнберг, Борис Чайковский…

При жизни Ипполитов-Иванов, наряду с Танеевым, Скрябиным, Рахманиновым, молодым Стравинским и др., был видным представителем композиторской элиты. В послереволюционный период он активно занимался общественной деятельностью, реформированием музыкального образования, а после ухода из жизни его богатое композиторское наследие осталось без внимания. Между тем, оно, без сомнения, представляет огромную ценность, расширяет спектр восприятия искусства того времени. У Ипполитова-Иванова много музыки очень цельной, высокого лирического накала, о которой сейчас можно только мечтать — а ведь все это уже написано, просто протяни, наконец, руку, бери и пользуйся. Есть оперы, симфоническая музыка, камерно-инструментальная и потрясающая вокальная лирика.

Когда, готовясь 100-летию, мы обнаружили этот колоссальный багаж, нашим первым шагом стало издание трехтомника его романсов. Это новая планета для всех вокалистов! Подарили экземпляр Ларисе Абисаловне Гергиевой, и она уже сделала на его основе два концерта. Ипполитов-Иванов потрясающий лирик, необыкновенно светлый, тонкий, умеющий передать прелесть деталей, умилиться, образно говоря, каждому лепесточку…

— Определение «лирические сцены» невольно наводит на мысль о Чайковском.

— Конечно, Ипполитов-Иванов не стоит как-то отдельно, он учился у Римского-Корсакова, Чайковский заметил его талант и рекомендовал в качестве профессора консерватории. Они были очень дружны. Можно сказать, что Ипполитов-Иванов был буквально пропитан Чайковским. Есть определенное кровное родство «Аси» с «Евгением Онегиным» — и по музыке, и по сюжету.

— Насколько сложны партии в «Асе»?

— Первые партии сложные. Ася и Гагин — два главных персонажа — это целое полотно по объему. И надо сказать, Ипполитов-Иванов довольно сложно пишет. Его легко слушать, но очень трудно петь и играть. Для инструменталистов письмо у него непростое, необычное, сразу на руку не ложится.

— А где нашли партитуру оперы?

— В Российском национальном музее музыки хранится рукопись партитуры. Ее копию — тоже рукописную — мы обнаружили в Московской консерватории. Юрий Иванович Симонов очень много с ней работал, партии расписывал, штрихи ставил, описки исправлял. Планируем теперь ее издать.

Юрий Иванович Симонов

— Большая часть тех, кто задействован в том, что будет происходить на сцене БЗК 6 июня, это ипполитовцы. А кто еще принимает участие?

— Оркестр и хор ипполитовский, плюс еще Госхор, артисты Новой оперы, Геликон-оперы, Театра Сац, Московской областной филармонии и др. Должен был петь Алексей Татаринцев, но буквально на днях ему пришлось отказаться от участия в этом проекте по довольно грустным семейным обстоятельствам… Собрать состав не так-то просто — мы же не стационарный театр, у нас нет собственной труппы. Хорошие певцы востребованы, у них графики расписаны на месяцы вперед, а плохие нам не нужны (улыбается). Совместить графики всех участников сложно, а репетиции, когда выпускается спектакль, очень плотные.

— Как думаете, насколько эта опера будет созвучна нашему времени?

— Мне кажется, сейчас это будет как глоток свежей родниковой воды. Все уже устали от экстравагантного ремесленничества, хотят простой и хорошей музыки. У нас же колоссальный пласт малоизвестной барочной и романтической музыки XVIII-XIX веков, романтические оперы, вокальная лирика. Так что пора делать раскопки.

Беседовала Светлана Остужева

Автор фото — Сергей Ульев

В основе молодёжного мистического сериала Волчонок — одноимённый фильм 1985 года с Майклом Дж. Фоксом в главной роли. Проект воплотили в жизнь по заказу телеканала MTV. Он выделялся среди прочих проектов того времени и получил много положительных отзывов от критиков. На нашем вы сможете посмотреть все серии онлайн.

реклама

вам может быть интересно

Интервью с Гидоном Кремером Классическая музыка