Опера «Евгений Онегин» на сцене Киргизского оперного театра

Киргизия, Бишкек. Наверное, не самый очевидный туристический маршрут, особенно в зимнее время. Но волею обстоятельств я оказался здесь, и, конечно, постарался совместить деловую часть поездки с культурной программой.

Центр Бишкека просторный и в то же время компактный. Основные достопримечательности располагаются, по сути, вдоль двух центральных улиц. Широкие площади соседствуют с монументальными сооружениями. В Бишкеке есть несколько музеев различной направленности (особенно хорош исторический музей — экспозиция даёт прекрасное представление об истории киргизского народа с древних времён до наших дней), есть филармония с залом около 1000 мест и оперный театр. Вот в театр я и направился вечером 14 января.

Киргизский национальный ордена Ленина (да, именно так!) академический театр оперы и балета носит имя знаменитого киргизского певца и композитора Абдыласа Малдыбаева (1906-1978), одного из основателей и первых солистов этого театра. Современное здание театра было открыто в 1955 году, однако оперный театр был организован раньше — в 1942 году, и в первое время делил сцену с театром драматическим. Киргизская опера дала миру многих ярких и интересных исполнителей, самым знаменитым из которых был выдающийся бас Булат (по-киргизски правильнее — Болот) Минжилкиев (1940-1997), сделавший блестящую карьеру в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, в 80-х — 90-х годах прошлого века. Для нас, студентов 90-х, Минжилкиев был самым ярким и запоминающимся солистом театра, непревзойденным в ролях Кончака, Меффистофеля, князя Гремина, короля Рене, Варяжского гостя и других основных басовых партиях. Кыргызстан помнит своих героев — сейчас в фойе театра располагаются большие скульптуры Малдыбаева и Минжилкиева.

«Евгений Онегин» — одна из самых «репертуарных» русских опер. Лирические сцены Чайковского уже около 150 лет с успехом ставятся в театрах в разных уголках мира. И в только что организованном театре Бишкека, в далёком 1942-м году, одной из первых была поставлена именно эта опера. В премьерном спектакле роль Ленского исполнил Абдылас Малдыбаев, имя которого впоследствии было присвоено театру.

Кыргызстан — консервативная страна. Поэтому, идя в Киргизский оперный театр на «Евгения Онегина», рассчитывал увидеть традиционную постановку. Акцентирую на этом внимание, поскольку, к примеру, режиссеры, ставившие в последнее время «Онегина», в Петербургском Михайловском театре, видели в этом сюжете благодатную почву для экспериментов. Не могу сказать, что экспериментальные постановки — это какое-то абсолютное зло, бывают — и нередко — интересные режиссёрские находки, позволяющие посмотреть на классическое произведение свежим взглядом. Но классика, а, тем более, великие шедевры, требуют к себе очень осторожного и взвешенного подхода: всё же главная задача постановки — помочь донести до зрителя замысел композитора и поэта-либреттиста, дополнить великую музыку соответствующими театральными сценами.

Именно это и удалось сделать режиссёру Мээру Ахунбаеву и художнику Александру Арефьеву в далёком 1961 году. Да-да, именно постановку 1961 года показывают в Киргизской опере по сей день. Прекрасные декорации, костюмы, соответствующие времени и месту действия — все это сразу расположило к театру, вызвало ощущение предстоящего праздника оперного искусства.

Театр небольшой, зрительный зал состоит из партера, амфитеатра и балкона. Зрителей было мало. Сотрудники театра винили в этом аномальные холода, ударившие в Бишкеке на этой неделе — дескать, когда столбик термометра опускается ниже −10 градусов, жители города предпочитают лишний раз не выходить на улицу. Из-за малого количества зрителей сотрудники театра решили не открывать балкон, а зрители, имеющие билеты в эту часть зала, имели возможность занять любые свободные места в партере или в амфитеатре. На спектакль привели роту солдат — видимо, в Киргизии тоже живы традиции организации культурного времяпровождения военнослужащих, но даже это не помогло заполнить зал полностью.

«Евгений Онегин» идёт в театре регулярно, но не часто — 1-2 раза в год. Возможно, с этим связана некоторая нервозность, с которой начал играть оркестр с первых же тактов. Да, оркестровая партитура «Онегина» непростая, есть хронически неудобные места, есть сложные ритмы, но в этот вечер оркестр расходился неприлично часто. И тем более удивительно, что управлял спектаклем главный дирижёр театра Захар Бутенко. То ли оркестр мало репетировал, то ли дирижёр плохо контролирует ситуацию, то ли просто вечер не задался — но оркестр был явно не в форме. А когда дошло дело до пения, выявилась еще одна проблема — не был выстроен баланс громкости между оркестром и певцами, из-за чего оркестр часто заглушал солистов и даже хор.

Но игра оркестра была, пожалуй, единственной ложкой дёгтя в этом спектакле. Вся вокальная часть — и солисты, и хор, — пели превосходно. Певица из Москвы Людмила Шанкина, обладательница сопрано с редким по красоте тембром, создала тонкий, романтичный, трогательный образ Татьяны. По ее образу было видно, что она проживает вместе с героиней все перипетии ее жизненного пути. Сцена письма — центральный эпизод в раскрытии образа Татьяны — прозвучал цельно по форме, ярко, эмоционально и был интересно сыгран сценически. И перевоплощение Татьяны от хрупкой девушки в первых четырёх картинах к сильной взрослой женщине с внутренним стержнем в заключительных сценах оперы удалось ей в полной мере.

Интересным решением показалось явное намерение придать образу Онегина с помощью грима внешне сходство с Пушкиным. Слышал предположение литературоведов о том, что Пушкин под видом Онегина в значительной степени писал автобиографический роман. Исполнитель этой партии, заслуженный артист Кыргызстана Нуржигит Асанов в начале показался далеко не самым интересным вокалистом — казалось, что он поёт слишком отрывисто, как будто по слогам, обладает довольно глухим тембром и в целом малоэмоционален. Однако, видимо, это был замысел артиста — таким образом он решил показать трансформацию личности своего героя. Ведь действительно, первые 5 картин Онегин — холодный, мрачный, чёрствый тип, уставший от жизни. И только в 6 картине, когда он после многих лет странствий вновь видит Татьяну, он оживает, в его душе просыпается настоящее чувство любви. Эта метаморфоза и произошла и у исполнителя. Последние эпизоды Асанов пел ярко, эмоционально, со страстью, а заключительная сцена с Татьяной была исполнена на одном дыхании, образы и чувства обоих артистов были естественными и живыми. Такой финал оперы не мог оставить зрителей равнодушными, и артисты были награждены бурными овациями.

Исполнитель партии Ленского, тенор Элгиз Бейшенбаев, стал для меня настоящим открытием. Совсем молодой певец показал себя настоящим мастером вокального искусства, уже сейчас владеющим своим голосом в совершенстве. Он пел ровно, высокие ноты брал мягко, без надрыва, его голосу без видимых усилий удавалось справляться с мощной игрой оркестра и, что очень важно, каждое слово — а ведь эти слова принадлежат перу самого Пушкина, поэтому они на вес золота, — было понятно и наполнено смыслом. Однако в опере важную роль играет не только вокальное, но и актёрское искусство певцов.

С точки зрения пушкинских образов в классическом понимании, Ленский — антипод Онегина. Он выраженный экстраверт, яркий, романтичный, эмоциональный, даже несколько экзальтированный — словом, поэт, творческая личность. Здесь этого контраста не было — оба друга, Ленский и Онегин, производили впечатление замкнутых интравертов, и даже в момент ссоры вели себя похоже, как будто пряча эмоции в себе. От Ленского я ожидал больше открытости, некой экзальтированности, не только в голосе, но и в актёрском облике — всё же это персонаж очень вспыльчивый, способный эмоционально завестись и даже вызвать друга на дуэль из-за сущего пустяка. Надеюсь, что со временем и опытом у Элгиза Бейшенбаева появится больше актёрской свободы и верю, что у этого певца большое будущее.

Очень ярким открытием стал для меня исполнитель партии князя Гремина, бас Таир Бейшеев. Уже с первых нот его мощный, раскатистый голос зазвучал в лучших традициях знаменитых исполнителей этой роли. Помимо прекрасного владения голосом этот артист и на сцене держался представительно, уверенно и создавал яркий образ пожилого военного из аристократических кругов общества. А учитывая, что Таир Бейшеев, хоть и исполнял роль седого генерала, все же молод, также верим в его большое артистическое будущее — тем более есть пример его великого предшественника Булата Минжилкиева, воспитанника Киргизской оперы, ставшего знаменитостью мирового уровня и одним из лучших вокалистов-басов в истории.

Исполнительница партии Ольги, Аяна Бекенова, обладательница приятного, но небольшого меццо-сопрано, к сожалению, больше всех пострадала от чрезмерной громкости оркестра. Образ Ольги в исполнении Аяны Бекеновой получился весёлым, легкомысленным и в то же время чувственным, но, к сожалению, слышно её нежный голос было далеко не всегда. Низкие женские голоса, как правило, звучат мягко, не обладая большой пробивной силой, а, учитывая, что партия Ольги в основном написана в среднем и низком регистре, заглушить ее оркестру не составило большого труда.

Гостеприимная хозяйка Ларина (Ирина Рыбина), услужливая и заботливая Няня (Салыйма Маматова), галантный и несколько комичный Трике (Мурат Дербишалиев), грубоватый и хвастливый Зарецкий (Леонид Рукавишников), несмотря на небольшие роли оставили приятное впечатление и запоминающиеся образы.

Что бывает в опере редко и что было в этом спектакле сделано классно — так это ансамбли между солистами. Несмотря на то, что у Чайковского часто бывает такое, что разные герои одновременно в разных участках сцены поют о разном, как бы транслируя свои мысли вслух (конкретно в «Евгении Онегине» этот приём используется в первой и четвертой картинах), все эти ансамбли были четко выстроены, и в разное время лидерство в ансамбле переходило от одного артиста к другому — в зависимости от того, чья реплика была наиболее важной в данный конкретный момент. Дуэт Ленского и Онегина «Враги» в пятой картине был выстроен идеально и спет очень выразительно и естественно.

Ну и нельзя не похвалить работу хормейстера — народного артиста Киргизской республики Карагула Тиленчиева. Хор звучал ярко, выразительно, текст был хорошо понятен. Удачной находкой режиссёра, которую воплотили в жизнь артистки хора, стали сидящие на скамеечке сплетницы в четвертой картине, рядом с которыми ненароком оказываются танцующие Онегин и Татьяна — драматургически очень важный эпизод, по сути завязка главного конфликта этой сцены, а, может быть, и всей оперы. Я смотрел «Евгения Онегина» много раз, и разу не видел столь акцентированного решения этого эпизода — на мой взгляд, именно благодаря ему в этой постановке четвертая картина, часто несколько сумбурная и распадающаяся на эпизоды, получилась ясно выстроенной и логичной.

Художественное оформление сцены, декорации — все это вполне соответствовало эпохе, в которую проходит действие оперы. Однако все же обнаружилось несколько забавных моментов, связанных со сценическим оформлением. Так, в третьей картине действие должно проходить в саду поместья Лариных, но декорации больше напоминают поляну в глухом лесу, на которой кто-то зачем-то поставил скамью. В самом деле, по бокам сцены располагаются вековые ели, а на дальнем плане под хиленькими ягодными кустарниками растут грибы красного цвета — видимо, подосиновики, — которые, скорее всего, и приходят собирать девушки с корзинами. Ладно девушки — но как могли договориться о встрече в лесу Татьяна и Онегин — честно говоря, не очень понятно. Далее — в четвертой картине на балу в глубине сцены находились два стола, на которых были выставлены бутылки и бокалы, и двое слуг иногда наливали гостям различные напитки. Выглядели эти столы, на мой взгляд, как-то слишком современно, да и посуда, стоящая на них, вряд ли могла использоваться в деревенской глуши XIX века. Вполне себе современные бутылки и бокалы.

Подводя итоги — в целом получил приятное и яркое впечатление, познакомился с театром Бишкека и с некоторыми очень перспективными исполнителями, проследить ход дальнейшей карьеры которых будет интересно. Будете в Бишкеке — не откажите себе в удовольствии послушать оперу!

Дмитрий Данилов специально для Belcanto.ru

Приглашаем на дистанционные мастер-классы музыкальных руководителей, учителей музыки и других педагогов! По адресу https://forum.d-seminar.ru/threads/noty-pesen-na-23-fevralja-podborka-s-mp3-primery-kolleg.4887/ — подборка нот и песен на День защитников Отечества для дошкольников и школьников.

реклама