Валерий Гергиев возглавил Большой театр

Фото: ИЗВЕСТИЯ / Сергей Лантюхов

1 декабря зампред правительства Татьяна Голикова в присутствии министра культуры Ольги Любимовой и экс-главы ГАБТа Владимира Урина представила Валерия Гергиева руководству труппы и административных служб Большого театра в качестве генерального директора. Контракт с ним подписан на пять лет. Юридически ГАБТ сохраняет независимость, а главного дирижера и худрука оперной труппы у него по-прежнему нет. Никаких структурных изменений не произошло и в Мариинке.

«Валерий Гергиев будет осуществлять руководство Большим театром одновременно со своей текущей работой в качестве художественного руководителя и генерального директора Мариинского театра, который он возглавляет с 1988 года», — подчеркнула Ольга Любимова.

Игорь Мальцев, российский писатель, публицист, журналист:

Загадочные новости, которые разносили Telegram-каналы, оказались не такими уж и загадочными: «Генеральным директором Большого театра стал народный артист России и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, соответствующий указ подписал Михаил Мишустин».

Ну вот всё и разрешилось. Точнее, всё только начинается.

Казалось бы, Мариинка и Большой — это как Москва и Питер, и вместе им не сойтись, как сказал бы Киплинг. Но есть фигура, которая способна сотворить немыслимое, и ею оказалась фигура Валерия Абисаловича — самого известного осетина в мире.

Вообще-то, Гергиев — это то, что на Западе называют «человек эпохи Возрождения». Хотя бы потому, что обычно (и это связано даже не с образованием или с биографией) люди редко совмещают творческие наклонности и логические, то есть управленческие. Спросите любого хорошего специалиста по головному мозгу. Но очень редко — таки да.

Иногда я утром приезжаю из Питера в Москву тем же поездом, что и Гергиев, вижу, как он быстро-быстро садится в чёрную машину и в восемь утра уже несётся куда-то в снежную московскую даль. А он всё время перемещается со скоростью «Калибра» — иначе как бы он успевал делать столько всего разом?

Мы — современники удивительного человека, и это надо осознать. На какое-то время его присутствия в русской культуре стало не хватать — это когда он возглавил Мюнхенский филармонический оркестр в 2015-м. Почему-то это совпало со временем, когда так называемые либералы уже совсем перестали стесняться своих наклонностей и от них в культуре стало просто тяжело дышать. Может, просто совпадение.

Но для меня лично настоящий, потрясающий акт его символического возвращения в русскую культуру (и, не постесняемся этого слова, политическую культуру) — это когда в 2016-м оркестр Мариинки под управлением Гергиева дал концерт прямо в амфитеатре той самой Пальмиры. Когда даже не слишком продвинутые граждане поняли, почему Санкт Петербург — это Северная Пальмира и это не просто название на карте или поэтическое выражение.

Ух, как забомбило у граждан «пацифистов»! И это на удивление были те же самые люди, которые теперь строчат телеги за снос бомбами другого ближневосточного города.

А Гергиев — он никогда не скрывал своей позиции и делал только то, что считал нужным.

Во-первых, масштаб таланта позволяет. Гергиева не отменить вообще, как ты ни старайся.

Дирижёр — отдельная творческая профессия. Говорят, Гергиев однажды дирижировал простой спичкой — совершенно неважно, что у тебя в руках, — ты знаешь произведение лучше каждого отдельного исполнителя и формируешь его финальное звучание до последнего акцента. Ну такова природа симфонической музыки. И без дирижёра её не существует. Жалко, что невозможно попасть к нему на репетицию, — очень интересно, как именно он общается с коллективами и как именно манипулирует каждым. Наверняка это фантастически поучительное зрелище.

А ещё существует талант математический, относящийся совсем к другому полушарию, — управленца, менеджера, директора — как хотите, так и называйте. И то, каким образом Гергиев построил Мариинку с точки зрения индустрии культуры, видимо, и дало возможность привлечь его к руководству Большим. Потому что он стал именно директором Большого театра. Прекрасного и легендарного театра, стены которого уже не один год подряд сотрясают не слишком удачные менеджерские решения. Так что теперь начинается самое интересное. Впереди у Валерия Абисаловича, насколько мы видим, обширное поле — ему предстоит привести структуру работы предприятия культуры федерального подчинения в соответствие с современными задачами. И СВО тут ни при чём — перемены назрели давно, но, похоже, никто не решался приступить. Да и с масштабами личности не у каждого кандидата складывается. Но вот тут вдруг всё совпало. С чем нас всех и поздравляем.

Источник

Фото: ИЗВЕСТИЯ / Сергей Лантюхов

реклама

вам может быть интересно

Один в двух или два в одном? Классическая музыка