В интеллектуальных степях Шекспира

Мировая премьера «Короля Лира» Сергея Слонимского

Игорь Корябин, 20.06.2016 в 18:01

Мировая премьера «Короля Лира» Сергея Слонимского

Летние абонементы – фирменное ноу-хау Московской государственной академической филармонии. В этом сезоне три вечера абонемента № 001 «Истории с оркестром» из цикла просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» 4, 5 и 6 июня прошли в Концертном зале имени Чайковского. И хотя ни в программе, ни в афише абонемента информации о посвящении этой триады вечеров 400-летию со дня смерти Уильяма Шекспира (1564–1616) не значилось, именно к этой дате она и была приурочена. Первые два вечера были связаны с музыкой Прокофьева и Шостаковича, что, понятно, тоже неслучайно. В этом году 125-летие со дня рождения первого мы уже отметили, а 110-летие со дня рождения второго отметить еще предстоит.

Оба композитора в первый вечер предстали как авторы музыки к историческим театральным продукциям: первый – музыки к спектаклю «Египетские ночи» (1934) Московского камерного театра в постановке Александра Таирова, второй – музыки к спектаклю «Гамлет» (1932) Московского театра имени Евгения Вахтангова в постановке Николая Акимова. Во второй вечер Шостакович был мощно высвечен и как автор музыки к немому советскому кинофильму «Новый Вавилон» (1929) режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга (с показом фильма под живой оркестр).

Просветительский мини-фестиваль Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова, возглавляемого Владимиром Юровским, в рамках этой абонементной серии проводится уже в четвертый раз. Но именно в этом году в рамках третьего – финального – вечера цикла мы впервые смогли стать свидетелями мировой премьеры.

Речь идет об опере «Король Лир» Сергея Слонимского (род. 1932), написанной им в начале 2000-х годов, но – так распорядилась судьба! – дожидавшейся своего первого представления на публике до этого памятного шекспировского года. Из прозвучавших опусов абонемента нынешнего сезона прямое, непосредственное отношение к Шекспиру имеют, естественно, лишь «Гамлет» и «Король Лир». Однако, по мнению Владимира Юровского, отношение к Шекспиру можно проследить и в двух оставшихся названиях. В кинофильме «Новый Вавилон» о событиях периода Парижской коммуны 1871 года оно – сугубо опосредованное, взывающее и в экранном контексте, и в музыке Шостаковича к тем основополагающим драматургическим принципам, которые в творчестве Шекспира всегда уникально сочетают возвышенное и низменное, благородное и человечески недостойное.

«Египетские ночи» (спектакль с музыкой Прокофьева) – синтез «Цезаря и Клеопатры» Бернарда Шоу и «Антония и Клеопатры» Шекспира, сцементированный мотивами известной неоконченной повести-поэмы Пушкина. И здесь аромат шекспировского мира как часть идеологического замысла ощущается уже вполне отчетливо. Но задавая слушателю шекспировскую тему, маэстро Юровский вовлекает в круг действующих лиц не только соратников-соавторов и почитателей-толкователей знаменитого средневекового драматурга. В данном случае в категорию друзей попадают Таиров и Акимов, Козинцев и Трауберг, Прокофьев и Шостакович, а также Сергей Слонимский и Борис Пастернак, перевод которого и положен композитором в основу либретто его оперы «Король Лир».

Тема Шекспира контрастно обогащается также и его антиподами-ниспровергателями, одним из которых – наиболее ярким и непримиримым – был, как известно, Лев Толстой. За счет увлекательнейшего выстраивания интертекстуальных связей между предметами обсуждаемой шекспировской темы Лев Толстой, монументальнейшая фигура русской литературы, в полусценической-полуконцертной постановке «Короля Лира» как раз и находит свое неожиданно-яркое, увлекательное воплощение. Маэстро Юровский – не только превосходный музыкант-интеллектуал, но и отменный оратор-докладчик, большой мастер подобного просветительства. И оно для него – вовсе не самоцель, а лишь средство доходчиво и образно ярко донести до слушателя музыку в ее историческом аспекте.

Мировая премьера «Короля Лира» Сергея Слонимского

И в третий вечер июньского цикла не просто дирижер, но также и словесный участник всего действа, своей просветительской цели смог достичь познавательно весомо и убедительно глубоко на ошеломляюще искреннем порыве: единое интеллектуально мощное дыхание в унисон с маэстро всех вовлеченных в проект творческих сил было очевидным. Пение под музыку, которым были наделены персонажи, разыгрывающие запутанно-сложный, хотя и упрощенный в либретто шекспировский сюжет, формально, конечно же, отсылали к жанру оперы и на этот раз. Но сама музыка с ее монодийной вокальной спецификой произвела впечатление скорее не оперы в привычном понимании, а драматического спектакля с преимущественным пением. Скромный аккомпанемент инструментального камерного ансамбля при отсутствии в музыке хоровых страниц, но при наличии лишь речитативно-мелодекламационных ансамблей и зачастую вполне красивых по мелодике монологов-речитативов персонажей, собственно, и составили весь этот опус.

И дело здесь, конечно же, не в том, что его жанровая принадлежность обозначена композитором как dramma per musica. Один только XIX век опусов подобной принадлежности, но с мелодически развернутой номерной структурой арий, ансамблей и хоров, принес неисчислимое множество. Всё дело в том, что современный стиль оперного письма, отвергая традиционные устои и принципы мелодизма, идет особым, ведомым лишь ему одному путем, и на нем – «Король Лир» Слонимского не исключение – довольно простая по форме музыка в силу отсутствия в ней ярко выраженного мелодического начáла зачастую весьма сложна для восприятия. И поэтому наряду с мощным энергетическим посылом дирижера исполнение «Короля Лира» в semi-stage формате с использованием всех сценических ресурсов Концертного зала имени Чайковского оказалось чрезвычайно важным, а в плане приобретения позитивных слушательских впечатлений – решающим.

Главный позитив этого проекта – не столько даже в открытии новой музыки как таковой, хотя в профессиональной добротности ей и не откажешь, сколько в самóй просветительской сущности. Услышать и одновременно увидеть то, что мы увидели и услышали 6 июня, оказалось безумно интересным! Но это был один из тех музыкальных проектов, что захватил не новшеством партитуры, а общей музыкально-постановочной идеей. Да и сама целостность сюжетной драматургии оперы этому также способствовала немало. Помимо поющих персонажей в свой опус композитор-либреттист в одном лице ввел разговорные вставки персонажей-резонеров, комментирующих действие по ходу его развития: их невидимые голоса в обсуждаемом проекте звучали, словно за кадром. Но в опере закономерно был сохранен и «штатный резонер» трагедии Шекспира – Шут.

Интересно, кто автор идеи дополнить клуб резонеров этой оперы фигурой Льва Толстого, сáмого главного ниспровергателя Шекспира: дирижер Владимир Юровский или режиссер Михаил Кисляров? Впрочем, не так уж это важно, как то, что сама идея оказалась главной изюминкой спектакля. Соединение же – а можно сказать, и раздвоение – в одном исполнителе фигуры Короля Лира и Льва Толстого предстало настолько же оригинально-смелым и захватывающим, насколько по своей сути было продуманно-оправданным и логичным. Так что по ходу спектакля просто нельзя было не удивляться режиссерской выдумке – оригинальной смелой находчивости, связанной именно с главным персонажем.

Но и всё сценографическое оформление спектакля со всей абстракцией мизансцен, использующих боковые портики, боковые ложи и все порталы сцены (не только боковые, но и центральные), при очевидной ограниченности подручных средств филармонического зала, оказалось образно символичным и действенно эффектным. Действию был отдан практически весь планшет выступающей в зал полукруглой сцены, за исключением лишь ее кромки вдоль правого края, где расположились инструментальный ансамбль и дирижер.

Постановочная команда в составе режиссера Михаила Кислярова, его ассистента Софьи Аверченковой, замечательного тандема видеохудожника Аси Мухиной и художника по свету Геннадия Алексеева сделала всё от нее зависящее, чтобы внимание зрителя не ослабевало ни на миг. Со своей стороны то же самое в отношении музыки сделал и дирижер, судя по всему, проведший с этой партитурой ни одну бессонную ночь и возлюбивший ее всей душой и всем сердцем. Но ведь так и должно быть! Если дирижер не верит в исполняемую музыку, то и браться за нее ему не следует… На сей же раз было абсолютно очевидно, что дирижер в эту музыку поверил! Что ж, сохраняя всё же некий скепсис ворчливого критика-резонера, попробую вслед за маэстро поверить в нее и я…

Премьера оперы Слонимского «Король Лир» началась с вводной «лекции» дирижера, внезапно переросшей в стычку, в словесную перепалку с самим Львом Толстым, внезапно возникшим в одной из лож. Этот ход был настолько неожидан и беспроигрышен, что когда на сцене появился Король Лир в узнаваемом облике Льва Толстого, это уже нисколько не смутило, как не смутило и то, что Король Лир время от времени становился резонером Львом Толстым. В партии Короля Британии Лира – Льва Толстого выступил выдающийся русский бас Максим Михайлов: его вокально-драматическое перевоплощение в обеих ипостасях оказалось на редкость масштабным, продуманным, удивительно органичным.

В целом, вполне органичной сложилась и тройка сюжетных пар, связанных с дочерями Короля Лира. Его старшая дочь – меццо-сопрано Ксения Вязникова, Олбени (ее муж) – бас Дмитрий Почапский. Средняя дочь Регана – сопрано Надежда Гулицкая, Корнуэл (ее муж) – бас Александр Рославец. Младшая дочь Корделия – сопрано Любовь Петрова, Король Франции (взявший ее в жены) – тенор Сергей Радченко. Глостер – бас Владимир Огнев, Эдгар (его сын) – баритон Андрей Бреус, Эдмонд (внебрачный сын Глостера) – тенор Евгений Либерман, Шут – тенор Максим Пастер. Итого, помимо Короля Лира в опере – еще 10 персонажей. Из этого десятка особо следует выделить наиболее яркие вокальные работы Любови Петровой и Андрея Бреуса – исполнителей партий Корделии и Эдгара.

Все три вечера абонемента № 001 нынешнего года выложены на сайте Московской филармонии. Это еще одно ее ноу-хау, и это значит, что приобщиться заочно к ним может каждый. Автору этих строк довелось влиться в число слушателей только последнего вечера, но заочное приобщение на сайте к первым двум оказалось не менее интересным. То, что всё это есть на сайте Филармонии в свободном доступе, безусловно, замечательно, ведь по прошествии времени обращение к тому же «Королю Лиру» вполне может оказать на слушателя совсем иной эффект, чем в зале.

На личном опыте проверено: так бывает довольно часто, а когда речь идет о совершенно новой для тебя современной музыке, то и подавно. Безусловно, первое живое восприятие нового опуса всегда очень важно. Но впечатления должны отстояться, и тогда к ним можно будет вернуться вновь, ведь иногда что-то еще более важное можно узреть лишь через пелену изменчивого времени…

Фото предоставлены отделом информации и общественных связей МГАФ

На правах рекламы:
Помощь в написании дипломных работ: смотреть тут ответы на все вопросы, а также образец защиты дипломного проекта 2015 года.

реклама

вам может быть интересно

Арфовая музыка Франции Классическая музыка
Баренбойм зовет на баррикады Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама





Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть