«Опасные гастроли» — революция и варьете

Говоря о фильме «Интервенция» (1968), нелишне вспомнить музыкальную трагикомедию «Опасные гастроли» (1969) Георгия Юнгвальда-Хилькевича!

У обоих фильмов есть много общего — Владимир Высоцкий в канотье, красавец Ефим Копелян, Одесса-мама, большевистское подполье, дух буффонады. Правда, «Интервенция» — куда как более стильная и сильная кинокартина. Зато «Опасные гастроли» — просты и понятны.

Итак, 1960-е годы — эпоха восторга перед революцией и революционерами. Тогда много писалось о том, что в 1930 — начале 1950-х были искажены все большевистские нормы и общество ушло в никуда — от романтики Будущего и диктатуры пролетариата — в личную деспотию товарища Сталина.

Больше того, возник особый развлекательный поджанр — истерн в противовес буржуйскому вестерну. Красные конники эффектно сражались с басмачами и белогвардейцами… Но вернёмся к «Опасным гастролям», где нам показывают героических подпольщиков, работавших под прикрытием легкомысленного театра-варьете.

Поэтому идеологический посыл тут смешивается со звуками канкана и фривольных песенок, типа «Роза-гимназистка» и «Дамы-господа, других не вижу здесь…» Роскошный шансонье Бенгальский, любимец всей Одессы-кутящей, он же революционер вселенского масштаба Николай Коваленко поёт эти забавные куплетики, а на деле творит Историю.

Да, критикам фильм не понравился — сочли, что лёгкость зашкаливает, и о подпольщиках нельзя говорить языком варьете. Больше того, они (критики) не увидели там конкретно большевиков — просто какие-то враги системы. Они могли быть и анархистами, и левыми эсерами, и ещё какими социал-демократами.

Мол, суетятся, возят прокламации, бегают от полиции, шутят и влюбляются. Да и опереточных номеров — многовато, слишком уж варьете заслоняет Идею. К слову, в основу сценария были положены страницы дневника Александры Коллонтай, ревностной коммунистки.

Георгий Юнгвальд-Хилькевич в одном из интервью констатировал: «Картина делалась по воспоминаниям Коллонтай, как она вместе с Литвиновым в начале века ввозила в Россию оружие. У нас все эти сцены убрали. Мне сказали — большевики должны везти из-за границы только листовки, то есть готовить идеологическую революцию».

Вообще, это была одна из ошибок советского кино — уходить в лютейшую серьёзность. Если бы на экранах появлялось больше Неуловимых (как пример), судьба СССР могла бы стать иной — надо создавать попсу (в широком смысле этого слова) на своём благодатном материале, а не клепать скучное, дабы зритель бежал смотреть голливудский шлак.

Конечно, можно сколько угодно говорить о неприкосновенности определённых тем, но факт оставался фактом — «Белое солнце пустыни» (1969), снятое в том же году, что и «Опасные гастроли», куда как более чётко выводит на правильную идеологическую тропу, чем сотня правильных-тусклых фильмов…

А как хорош антипод, точнее, умный враг — Иван Тариэлович Бобруйский-Думбадзе — шеф одесских жандармов (Ефим Копелян). Вообще, в целом фильм приятный, симпатичный, несмотря на трагический финал… Юнгвальд-Хилькевич всегда очень неровно работал — у него то получались шедевры на все времена, то откровенный шлак…

…То, как в данном случае — нормальное кино, в котором самое крутое — музыкальные вставки с участием Владимира Высоцкого, но он — украшение любого проекта. Собственно, Владимир Семёнович — преотличный комический актёр, и лучшие его роли всегда на грани буффонады и гротеска.

Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама