Девчонки любят погорячее

Джеймс Бонд в трусиках от Армани

Мир перевернулся. Если не верите — оглянитесь вокруг: еще совсем недавно мы умилялись очаровательной дамочке за рулем собственного автомобиля, а вскоре, вероятно, уже не будем дивиться при виде красавицы, держащей в прелестных ручках автомат Калашникова. Или гранатомет. Чтобы убедиться в этом, и в кино ходить не надо: любая афиша пестрит мордобоем. И в нем леди зачастую перешибает кавалера. Если раньше публика валом валила на девушку с гитарой или, в крайнем случае, с характером, то теперь ей подавай Джеймса Бонда в женском обличье. И в трусиках от Армани.

Эпоха, когда женщины — что в жизни, что на экране — были просто женами, возлюбленными, матерями и дочерьми, канула в Лету. Помню, когда в середине 80-х Сигурни Уивер в «Чужих» едва ли не в одиночку громила космических чудовищ, это казалось чем-то из ряда вон выходящим. Сегодня тот образ нынешним голливудским красоткам в подметки не годится! Теперь в моде героини, дерущиеся не хуже любого спецназовца.

Что нужно нынче для успеха фильма? Рецепт прост: поместите женщину в одну комнату с каким-нибудь маньяком. Если у нее есть подрастающая дочь, которая может заинтересовать преступников, — прекрасно. Если ее бой-френд замешан в темных делишках, например, пришил кого-нибудь — замечательно. А еще лучше, если у нее подрастают трудные дети и их нужно спасать.

В общем, поставьте героиню в ужасные условия, чтобы она смогла их преодолеть и одержать пусть маленькую, но победу. Кассовый сбор гарантирован! Равенство полов в кино — примета времени, и схватить удачу за хвост может только тот, кто это знает. Поэтому в США, например, значительная часть новинок — это триллеры, где главные роли отведены именно представительницам прекрасного пола.

В «Комнате страха» («Panic room») Джоди Фостер противостоит трем грабителям, укрываясь в помещении, оборудованном наподобие крепости. В ленте «Убийство по списку» («Murder by numbers») Сандра Баллок играет полицейского, расследующего убийство и выходящего на след двух подростков. В картине «Особо тяжкие преступления» («High crimes») главная героиня (Эшли Джадд) — адвокат — вынуждена применить все свои навыки, дабы противостоять преступной группировке. Добавьте к этому всеми ожидаемый новый фильм Дженнифер Лопес «Довольно» («Enough») — своеобразную альтернативу «Звездным войнам», и картина получится очень ясная: женщины теперь не просто подруги, они подруги боевые.

Эти фильмы, хоть и пользуются успехом, вряд ли попадут в число великих картин всех времен и народов. Так, по крайней мере, считает продюсер фильма «Довольно» Майкл Эптед: «Конечно, это не Чехов. И такого рода искусство покажется кому-то неправдоподобным, но благодаря ему публика получает возможность увидеть на экране замечательных актрис, которые играют роли сильных женщин».

Такое мнение разделяет и Джоди Фостер. По ее словам, «зритель хочет видеть звезд, но звезд с профилем воина. А воин должен одолевать трудности». Мнение настолько точное, что добавить к нему, по сути, нечего. Поэтому прекрасный пол завоевывает кинематограф — по крайней мере, заокеанский. Быть может, не так быстро, зато уверенно. Совсем еще недавно женщины в лучшем случае были подругами главных героев, теперь они сами все чаще облюбовывают ведущие роли.

И это так. Например, Сандра Баллок в фильме «Убийство по списку» играет сыщика Кейсси Мэйвэзер. В отношениях с мужчинами она — настоящий сексуальный агрессор: мгновенно бросается на партнера и, едва заканчивается вечеринка, сразу же тащит его в постель. Когда Кейсси во время расследования выходит на след двух подростков, она начинает вести себя весьма своеобразно: хочет уничтожить одного из них, похожего на ее бывшего мужа, и спасти другого, в котором видит саму себя.

«Некоторые женщины берут на себя бремя лидерства точно так же, как и мужчины, — говорит продюсер фильма Сьюзан Хоффман. — Иной раз создается впечатление, что в сценарии просто поменяли мужские и женские имена: предположим, вместо Роберт написали Роберта. Вопрос в том, могут ли существовать сценарии, которые раскрывали бы всю динамичность, силу и одновременно незащищенность женской души? Для создания подобных образов есть еще достаточно неиспользованных возможностей. Кого нам действительно не хватает, так это женщин-писателей». Впрочем, вопрос нужно ставить гораздо шире: каким должен быть образ женщины на экране? И каким, соответственно, должно быть кино? «В 50-е годы сильные женщины чаще всего являлись отрицательными персонажами, — говорит продюсер фильма „Довольно“ Ирвин Уинклер. — Сегодня все наоборот: они положительные героини, сильные и защищающие себя и своих близких».

Вспомним «Унесенных ветром» или «Касабланку» — зрители толпами валили на Вивьен Ли и Ингрид Бергман. А героини их, между прочим, тоже были не сахар! Однако в современных кинолентах эти Вивьен красивые картинки. Не больше! Но жизнь не втискивается в искусственные рамки, новые кинокартины не станут долго соперничать с шедеврами прошлых лет.

Пусть эти дамы с внешностью Джоди Фостер привлекательны и даже сексуальны. Но кому в реальной жизни захочется cнимать с дамы автомат Калашникова? Разве что полнейшему извращенцу? Но таких среди нас, по счастью, меньшинство. Так что, конечно, вряд ли с годами Голливуд соскучится по кринолинам и пейзанкам, но, возможно, ему придется, утолив голод эмансипированного зрителя, искать компромисс: нечто среднее. Гибрид трусиков из стали и проволочного корсета. Что это будет — время покажет!

По материалам зарубежной печати подготовил Дмитрий Злодорев

реклама