Бах и Мусоргский на аудиенции у короля инструментов

Открытие сезона органной музыки в Ярославской филармонии

80-й юбилейный сезон Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра (ЯАГСО), открывшийся 28 сентября нынешнего года, ознаменовал вступление в должность его нового главного дирижера. С начала сезона 2024/2025 на этот пост назначен Василий Валитов, и на «инаугурации» маэстро в этом коллективе – с монографической программой Рахманинова – ранее мы уже побывали. Однако на следующий день после названного концерта в этом же зале состоялось открытие филармонического сезона органной музыки – и решение задержаться в Ярославле еще на один день было принято абсолютно легко и естественно!

Интерес к концерту, который обещал стать прекрасным бонусом к целевой программе поездки, был обусловлен двумя причинами, и первая заключалась в том, что захотелось открыть звучание нового для себя органа – органа немецкой фирмы W. Sauer, который в Концертном зале им. Л.В. Собинова Ярославской государственной филармонии появился в 1974 году. Этому важному событию предшествовало то, что в 1957 году по инициативе органиста, музыковеда и музыкального педагога Леонида Ройзмана при Министерстве культуры СССР был сформирован Совет по органостроению, в который вошли сотрудники Минкульта, органисты и органные мастера. Его первоочередными задачами стали ремонт и реставрация действующих и заказ новых инструментов.

Так, были налажены контакты с органостроительными зарубежными фирмами в ГДР и Чехословакии. В их число вошли три немецких бренда Alexander Schuke Orgelbau GmbH (Werder [Havel] / Potsdam), W. Sauer Orgelbau Frankfurt (Oder) GmbH, Hermann Eule Orgelbau GmbH (Bautzen) и один чешский Rieger-Kloss (Krnov). Словом, строительство органов шло в СССР по государственному плану, и до перестройки было построено более тридцати инструментов. Ярославский орган оказался шестым в очереди, и торжественная церемония приемки инструмента Госкомиссией Минкульта СССР состоялась 10 декабря 1974 года. А уже 11 декабря перед его первым «концертным выходом», осуществленным с подачи эксперта-консультанта фирмы W. Sauer – немецкого органиста Йоханнеса-Эрнста Кёлера, – директор этой фирмы в присутствии ответственного представителя Управления культуры ключи от органа вручил директору Ярославской филармонии.

С того времени музыкальная жизнь Ярославля преобразилась, став намного интереснее и богаче. За годы эксплуатации орган дважды подвергался капитальному ремонту – в 1997 и 2015 годах. Оба раза ремонт проводили специалисты фирмы W. Sauer, а интонировкой занимался главный интонировщик названной фирмы, а позже один из ее директоров, Петер Фрессдорф. В результате реставрации органа в 2015 году, осуществленной при финансовой поддержке «Бинбанка», изменился внешний облик инструмента, а пульт управления был усовершенствован на уровне новейших технологий и мировых стандартов.

За кафедрой ярославского органа более четырех десятков лет бессменно находилась Любовь Шишханова (1947–2023) – поистине легендарная органистка, которая в развитие музыкальной культуры Ярославля внесла грандиозный творческий вклад. В 1974 году она участвовала в мероприятиях по установке органа в Концертном зале им. Л.В. Собинова, в течение многих лет в Ярославской филармонии регулярно проводила циклы концертов-бесед для школьников об органной музыке. Она являлась инициатором, организатором и художественным руководителем Международного органного фестиваля им. Л.И. Ройзмана. С 1997 года и по настоящее время он проходит в Ярославле каждые два года, и на него неизменно съезжаются известные российские и зарубежные органисты.

В вечер открытия сезона органной музыки 29 сентября за кафедрой органа находилась Софья Иглицкая, одна из учениц Любови Шишхановой. После окончания АМУ при Московской консерватории (2008), а впоследствии и Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2013), в 2015 году на базе этого вуза Софья Иглицкая по классу органа профессора Любови Шишхановой завершила ассистентуру-стажировку. С 2017 года по настоящее время она является преподавателем АМУ при Московской консерватории, а с 2023 года – солисткой-органисткой Ярославской филармонии.

Прозвучавшая в этот вечер программа была составлена исполнительницей со вкусом и эстетической выдержанностью. В нее вошли два больших блока – зарубежный и русский. В первом отделении концерта прозвучали произведения Дитриха Букстехуде (ок. 1637–1707), Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750) и Макса Регера (1873–1916). Второе отделение было отдано Сергею Танееву (1856–1915), Василию Калинникову (1866–1900), Павлу Чеснокову (1877–1944), Модесту Мусоргскому (1839–1881) и Юрию Буцко (1938–2015).

Всё первое отделение было посвящено музыке, специально созданной для органа, а во втором пара хоров a cappella «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи» Калинникова и «Заступнице усердная» Чеснокова была представлены в органном переложении Любови Шишхановой. Особый акцент сделаем на вокальном цикле Мусоргского «Без солнца» для голоса и фортепиано, который на этот раз прозвучал в переложении для голоса и органа Софьи Иглицкой. Данный акцент и есть вторая причина, заставившая задержаться ради этого концерта в Ярославле, где под аккомпанемент органа вокальный цикл «Без солнца» исполнил солист Ярославской филармонии, баритон Александр Суханов.

Всё проясняется, если сказать, что в июне – еще в прошлом сезоне – этот же цикл в исполнении Александра Суханова довелось услышать в Москве в Рахманиновском зале консерватории, но и тогда не в клавирной версии, а в оркестровке для струнного оркестра Дмитрия Юровского. Летний концерт в Москве, приуроченный к 185-летию со дня рождения композитора-новатора, прошел под идейным слоганом «Мусоргский – переосмысление», так что упустить уникальнейшую возможность сравнения интерпретаций, конечно же, нельзя было ни в коем случае!

Если на концерте в Москве шесть частей цикла – «В четырех стенах», «Меня в толпе ты не узнала», «Окончен праздный шумный день», «Скучай», «Элегия», «Над рекой» – под зловещий и терпкий аккомпанемент струнных предстали одним сплошным ноктюрном, казалось, доведя всю общую мрачную депрессивность до точки «предельного невозврата», то при более мягкой, с позволения сказать, при более лиричной и чувственной органной подкладке и вокальная линия приобрела бóльшую мягкость, лиричность и чувственность. Это было неожиданно свежо и с позиции музыкальной стилистики поразительно красиво, и это говорит только о том, что изумительно тонкое, изысканное переложение данного цикла для голоса и органа возымело весьма позитивный эффект и на вокальную составляющую.

Весьма органичное слияние органного аккомпанемента Софьи Иглицкой и экстатично-благородной вокальной линии Александра Суханова наблюдалось и в первом отделении, в котором шесть избранных духовных песен (гимнов) из обширного сборника Шемелли (Schemellis Gesangbuch) предстали «в ансамбле» настолько целостно, словно они и были задуманы как духовный вокальный цикл, в центре которого – фигура Иисуса Христа. При этом казус истории заключен в том, что в 1736 году в Лейпциге Георг Христиан Шемелли действительно издал сборник из 954-х (!) духовных песен, а вклад в него Баха, похоже, был минимален. В каталоге сочинений Баха BWV (Bach-Werke-Verzeichnis) песни из сборника Шемелли значатся под номерами от BWV 439 до BWV 507, но в этой серии его авторство сегодня доподлинно установлено лишь для трех позиций – BWV 452, BWV 478, BWV 505.

Для музыковедов, понятно, важна истина, однако так ли она важна в аспекте того, что представленная в рамках обсуждаемого концерта выборка произвела необычайно сильное эмоциональное впечатление?! Последовательность цикла-фантома предстала следующей: «Источник всего благого» («Brunnquell aller Güter», BWV 445); «Во всякий час люблю я Иисуса» («Ich liebe Jesum alle Stund», BWV 468); «Блаженство верных душ» («Beglückter Stand getreuer Seelen», BWV 442); «О сладостный Младенец Иисус» («O Jesulein süß, o Jesulein mild», BWV 493); «Господи, не карай меня» («Herr, nicht schicke deine Rache», BWV 463); «Восстаньте! Время настаёт» («Auf, auf! Die rechte Zeit ist hier», BWV 440).

Еще бóльшую значимость представлению «баховского цикла» из сборника Шемелли – благодаря осмысленности восприятия немецкой вокальной вербальности – придавал тот факт, что тексты гимнов на русском языке непосредственно перед исполнением каждого из них доносил до слушателей протоиерей Димитрий Ильичёв. То было вовсе не формальное «зачитывание» текста, и вместо скромной ремарки в программке «тексты на русском языке читает» соотносительно с именем чтеца вполне можно было бы написать «художественное слово». Благодатный глас чтеца-священнослужителя, появляющегося на сцене в церковном облачении, стал важной духовной скрепой исполнения, рамки которого де-факто переросли в литературно-музыкальную композицию. И пусть слово и вокал неизбежно дублировали друг друга, для русскоязычной аудитории был стопроцентно найден оптимум восприятия!

Тот же прием с «подтекстовкой» при исполнении органных переложений названных выше хоров Калиникова и Чеснокова вообще бьет в цель предельно точно, ведь в данном случае слуховая вербальность исчезает совсем! Так что, благодаря соединению «трубным гласом» короля инструментов в рамках обсуждаемого вечера-эксклюзива, протестант Бах не только духовно сблизился с русским православием, но и встретился с модерном Мусоргского, несвоевременно дерзко проявившим себя уже в конце XIX века…

В начале второго отделения программы восхитительной прелюдией к русской теме стали четырехчастные Хоральные вариации ля мажор Танеева («Tema», «Canone per moto contrario», «Basso ostinato», «Fughetta»). А вслед за Мусоргским в продолжение модерна в музыке XXI века впечатляюще рельефной и яркой кульминацией в финале вечера явилось «Вечное движение» Буцко на тему «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас» из Большой органной тетради (2003), посвященной Любови Шишхановой.

Не обошлось в этот вечер и без популярнейшего хита Баха – Токкаты и фуги ре минор (BWV 565), которую Софья Иглицкая исполнила с виртуознейшим блеском и глубинным погружением в необъятный космос тембров и звучностей. При этом интеллектуальными полюсами органного репертуара в первом отделении явились композиции Букстехуде и Регера: музыка периода барокко открыла, а музыка позднего романтизма завершила его. Первый был представлен Прелюдией соль минор (BuxWV 148), а второй – двумя пьесами («Basso ostinato» и «Präludium») из op. 129, а также Интродукцией и пассакалией ре минор (WoO IV/6). Так что встреча с органом Ярославской филармонии запомнится надолго!

Фото органа — с сайта Ярославской Митрополии

реклама