«Отель метаморфоз» Вивальди на Зальцбургском фестивале на Троицу

Темой Зальцбургского фестиваля на Троицу в 2025 стала Венеция, или, как называли Венецианскую республику, «La Serenissimа» (от ит. sereno — «ясный, безоблачный, мирный»). По этой причине идея соединить фрагменты из оперных произведений одного из главных представителей венецианского музыкального барокко Антонио Вивальди (1678—1741) с текстами из «Метаморфоз» Овидия (8 год н. э.) в форме пастиччо (или пастиша — как подражательного жанра) была уместной, интересной и обещала нечто, подобное тому, что сделали маэстро Рафаэль Пишон и режиссёр Клаус Гут прошлым летом в Экс-ан-Провансе с оперой Рамо «Самсон».
Режиссёр Барри Коски и драматург Олаф Шмитт отобрали из прослушанных 500 произведений Вивальди 45 фрагментов и арий на свой вкус и подобрали к ним тексты из Овидия. В прекрасной сценографии Майкла Ливайна, остроумно оригинальных костюмах Клауса Брунса, в добротном освещении Франка Эвина и в сопровождении видеопроекций от Rocafilm мы видим сценический балаган, в котором не столько играют, сколько дурачатся, не только поют, но и кричат, визжат, декламируют и постоянно о чём-то ноют.
Дело в том, что истории Овидия дурашливым убаюкивающим тоном нам рассказывает бабушка Орфей в лице заслуженной актрисы из Штутгарта Ангелы Винклер (р. 1944).
Среди включённых в повествование мифов истории о певце, который спускается в подземный мир ради спасения своей возлюбленной, но снова теряет её и погибает, разрываемый в клочья менадами (миф об Орфее); о девушке, возжелавшей родного отца (миф о Мирре); о мужчине, влюблённом в собственное творение (миф о Пигмалионе), и о юноше, влюблённом в собственное отражение (миф о Нарциссе).
Обладающий недюжинной фантазией, Б. Коски придумывает любопытные современные аналогии всем этим историям. Орфей становится бабушкой-писателем (возможно, здесь намёк на лауреата Нобелевской премии по литературе австрийскую писательницу Эльфриду Елинек), Пигмалион обнимает в кровати куклу, Нарцисс видит себя во сне в образе брата-близнеца, а ткачиха Арахна остроумно представлена веб-дизайнером (здесь обыгрывается немецкое слово weben — «ткать» — и английское «web» — «сеть»). Убедительным выглядит и размещение всех сюжетов в отеле, где живёт и работает Орфей: отель является символом пути, надежды и одиночества.
Проблема в том, что оперная музыка Вивальди строится на вокальной виртуозности и повторяемой структуре da capo и напрочь лишена внутренней драматургии. Эта особенность оперного наследия Вивальди стала одной из причин, по которой выигрышная идея и злободневный материал превратились в слишком пестрое шоу с неправильно выбранной музыкой.
Чечилия Бартоли (Арахна и Эвридика) — по-прежнему большой мастер оперной сцены: она страстно играет, органично выглядит, остроумно двигается и даже местами хорошо звучит. Это исполнение напоминало о блестящих выступлениях певицы в прошлом.
Таким же ярким образцом творческого долголетия на Троицу стало выступление почётного контртенора Филиппа Жаруски. Мы увидели и Пигмалиона, и Нарцисса, и возрастные седины в тембре, и лёгкую усталость в блестящем вокале, и невероятную сценическую органичность артиста, загримированного под пациента хосписа в свитере, напоминающем наряды самого режиссёра.
Прекрасная Леа Десандр (Статуя, Мирра, Эхо) демонстрировала вокальный фейерверк в сложных пассажах и прекрасно перевоплощалась в дурашливую нимфу Эхо с уморительно забавными ужимками и гримасами.
Но настоящим бриллиантом в этом проекте оказалась русская певица Надежда Карязина (Минерва, Нутрис, Юнона). К удачному выступлению певицы в мюнхенской «Семеле» К. Гута в 2023 этой весной добавился успех на зальцбургском Пасхальном фестивале в партии Марфы, отмеченный премией Герберта фон Караяна. Певица обладает феноменальным по красоте тембром, идеальной вокальной техникой, неотразимой внешностью, актёрской школой и в постановке Б. Коски выглядит настоящей оперной королевой.
Оркестр под управлением Джанлуки Капуано был собран и аутентичен.
Известно, что Антонио Вивальди умер в Вене в полной нищете и забвении, а на месте кладбища, где он был похоронен, сегодня находится Технический университет. Если воспринимать работу Барри Коски как запоздалые, но действительно достойные и пышные проводы Вивальди в последний оперный путь, то в этом случае спектакль «Отель метаморфоз» можно признать ритуальным событием, заслуживающим сдержанного одобрения.
Автор фото — Моника Риттерхаус
На официальном сайте компании ООО Рукабель — https://www.rucabel.ru/catalog/vvgng/ можно приобрести кабель ВВГнг с доставкой со склада в Москве и Московской области. Лучшие цены от надежной компании, быстрое оформление заявки прямо на сайте.