В эмпиреях бельканто с Альбиной Шагимуратовой

Эти заметки посвящены двум концертным событиям в жизни Москвы, а объединяет их имя королевы отечественного бельканто Альбины Шагимуратовой. С этой блистательной певицей связано возрождение Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки, и конкурс, на котором функции художественного руководителя и председателя жюри она впервые взяла на себя в 2019 году, состоялся после пятилетнего перерыва в Казани. Это был XXVI Международный конкурс вокалистов им. М.И. Глинки, а предыдущий на тот момент конкурс состоялся в Москве.

XXVII Международный конкурс вокалистов им. М.И. Глинки вновь принимала Москва (8–16 октября 2024 года), и на нашем интернет-портале ему в свое время было уделено пристальное внимание. С окончанием конкурсных баталий музыка конкурса звучать не перестала: при поддержке Президентского фонда культурных инициатив прошел – и в данный момент близится к своему завершению – грандиозный международный гастрольный тур лауреатов (финалистов) конкурса и Альбины Шагимуратовой. Он охватил как регионы России, так и страны ближнего зарубежья, а один концерт состоялся и в далеких по отношению к России пределах.

Начало гастрольному марафону положил гала-вечер в Санкт-Петербурге, состоявшийся 10 марта 2025 года с Симфоническим оркестром Мариинского театра и дирижером Валерием Гергиевым в Концертном зале Мариинского театра, и во второй половине сезона 2024/25 концерты прошли в Челябинске, Уфе, Нижнем Новгороде, Красноярске и Казани, но сáмой ударной стала первая половина сезона 2025/26. В сентябре концерты прошли в Ташкенте и Анкаре, в октябре – снова в Санкт-Петербурге (Большой зал филармонии), Астане, Алматы и Тюмени, в ноябре – в Екатеринбурге, Москве, Тольятти, Самаре и Ереване, а финальный аккорд ожидается теперь 21 декабря в Минске, но в этом обзоре речь пойдет о московском проекте, состоявшемся в Концертном зале им. П.И. Чайковского 17 ноября.

Мостик от него, выстроенный Альбиной Шагимуратовой с помощью музыки бельканто, легко и естественно перекидывается на концертное исполнение оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур», которое состоялось на Исторической сцене Большого театра России 2 декабря и в котором певица с филигранной виртуозностью исполнила главную партию – одну из знаковых ролей итальянского бельканто и одну из коронных ролей своего репертуара.

Русское и западноевропейское как две грани одной медали бельканто

Оперная программа в Концертном зале им. П.И. Чайковского, в которой принял участие Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, а место за дирижерским пультом занял Дмитрий Юровский, была построена по стандартному принципу: первое отделение – русское, второе – западноевропейское, причем итальянский репертуар – и это практически аксиома в музыке – и на сей раз преобладал над французским.

Концерт лауреатов (а также финалистов) XXVII Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки собрал в этот вечер заинтересованных слушателей и, несомненно, с новой силой всколыхнул сердца столичных меломанов, хранящих яркие конкурсные впечатления чуть более годовой давности. Необходимо со всей очевидностью констатировать, что такого «вкусного» и полновесного оперного гала-вечера в этих стенах не было уже долгое время. Конечно, заслуга в этом, прежде всего, – самих лауреатов и неизменной участницы всех гала-вечеров Альбины Шагимуратовой, но ведь многое зависит и от оркестра, и от дирижера.

Дмитрия Юровского в качестве дирижера сборного концерта из оперных арий не доводилось видеть в Москве довольно давно, и казалось, что маэстро и сам соскучился по такому формату. Каждого солиста он, как всегда, «подавал» бережно, тактично, с тонким музыкантским апломбом. В начале первого отделения прозвучала увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки, а в начале второго – увертюра к «Луизе Миллер» Верди, а собственно инструментальных прослоек между вокальными номерами не было. Так что нам предложили окунуться в море вокала, и душа на это с радостью откликнулась!

Лирический тенор Кирилл Попов (финалист конкурса) вполне зачетно, хотя и без особой романтики, на жестком, холодном звучании исполнил арию Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского, а тенор Данил Сахаров (IV премия) – арию Рудольфа из «Богемы» Пуччини: при его выраженном звучании lirico spinto, что на поэтический образ героя работало не самым лучшим образом, он, тем не менее, смог захватить поразительно легкими «взлетами» в верхнем регистре: ария «коварная» в аспекте «лирического драматизма», но преодоление ее технических рифов оказалось исполнителю по плечу.

Энергично-игривую, подвижную арию Мельника из «Русалки» Даргомыжского своим зычным, резонирующим, но при этом малообъемным, точечно сфокусированным звучанием «протрубил» бас Мирослав Молчанов, разделивший IV премию среди мужских голосов с Данилом Сахаровым. Манера звукоизвлечения этого баса, эксплуатирующая одно головное звучание, без вовлечения грудного регистра, способствует лишь жесткой эмиссии, лишенной тепла и пластичности, и это, что называется, на любителя.

На контрасте с ним выделяется бас Константин Федотов (II премия), вокальная фактура которого не менее мощна, однако при этом, задействуя оба регистра звучания, зиждется на выразительной драматической кантилене. Сполна убедиться в этом позволила великолепно исполненная им большая развернутая ария Кончака из «Князя Игоря» Бородина. Но не менее эффектно и музыкально, найдя соответствующие вокальные краски, Константин Федотов прозвучал также в куплетах Мефистофеля из «Фауста» Гуно, и в дуэте Мазетто и Церлины из «Дон Жуана» Моцарта совместно с сопрано Валентиной Правдиной (IV премия).

Ее голос – стопроцентно лирический, но с явно необоснованной претензией на звучание лирико-драматического или даже драматического сопрано. И вокальная зарисовка субретки Церлины певице вполне удалась, но музыкально-драматический портрет героини в каватине Гориславы из «Руслана и Людмилы» Глинки – при весьма аморфной, расплывчатой фактуре звучания, без нюансировки и расстановки вокальных акцентов – потерпел фиаско.

Екатерина Бегунович (II премия) и Екатерина Савинкова (III премия) – еще две сопрано в легкой вокальной категории, и на конкурсе они с переменным успехом шли практически на равных. Однако обсуждаемый концерт четко показал: Екатерина Савинкова – это прекрасно развитое лирико-колоратурное сопрано, а Екатерина Бегунович – колоратурное сопрано (без приставки «лирико»: малообъемное, но прекрасно выученное). Ария Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова в исполнении Екатерины Бегунович прозвучала аккуратно и точно, но вокального нерва и драйва этой музыке всё же не хватило, в то время как исполненные этой же певицей типично игровые колоратурные куплеты Олимпии из «Сказок Гофмана» Оффенбаха попали в десятку.

Екатерина Савинкова на этот раз по-настоящему смогла блеснуть и в каватине Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки, и в дуэте Джильды и Герцога из «Риголетто» Верди. Ее партнером стал великолепный лирический тенор Отабек Назиров (I премия). Но еще до этого дуэта он сначала покорил теплотой лирической кантилены в песне Левко «Спи, моя красавица» из «Майской ночи» Римского-Корсакова, а затем положил зал на обе лопатки феерически совершенным исполнением арии Тонио с девятью верхними «до» из «Дочери полка» Доницетти! Открытие этого исполнителя стало одним из важнейших итогов конкурса Глинки, и в гастрольном туре мы, по счастью, смогли услышать его вновь.

Особую вокальную страницу в программу вечера вписал контратенор Иван Бородулин (III премия), по-прежнему удививший и снова порадовавший слух речитативом и арией Вани из «Жизни за царя» Глинки: кажется, этот певец – пока единственный контратенор, который абсолютно без ущерба для стиля смог «посягнуть» на партию контральто (меццо-сопрано) en travesti в этом опусе Глинки – в святая святых русской национальной оперы. А на барочной половине Иван Бородулин со знанием дела и всеобъемлющим погружением в стиль попотчевал нас диковинным экзальтированным раритетом – арией Секста «Vò disperato a morte» из «Тита Веспасиана» («Милосердия Тита») Иоганна Адольфа Хассе.

Альбина Шагимуратова исполнила арию Нормы из одноименной оперы Беллини – не просто одну знаменитую каватину главной героини «Casta diva», а еще и следующую за ней финальную быструю часть, что градус воздействия этого номера существенно повысило. В этой партии в прошлом сезоне певица с триумфом выступила на премьере постановки в Мариинском театре, но вспоминается и более раннее концертное исполнение этой оперы с участием певицы на открытии прошлого сезона в Красноярском театре оперы и балета, за дирижерским пультом которого также находился Дмитрий Юровский. Новая встреча певицы и дирижера в Москве сразу напомнила об их большой совместной работе, а финальную точку в нынешней встрече поставило исполнение популярной канцоны Эрнесто Де Куртиса «Мне не забыть тебя». При этом известнейшая застольная из «Травиаты» Верди стала финальным номером программы, спетым в раскладке голосов на весь ансамбль участников.

Остается добавить, что и весь гастрольный конкурсный тур 2025 года, и этот московский гала-вечер посвящены 220-летию со дня рождения великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), а также 100-летию со дня рождения великой русской певицы Ирины Константиновны Архиповой (1925–2010), которая бессменным председателем жюри Конкурса Глинки была в 1968–2009 годах.

Non belcanto, ma belcantissimo!

«Не бельканто, а белькантиссимо!» – именно так, в превосходной степени, и следует передать впечатление от Альбины Шагимуратовой в титульной партии Лючии на концертном исполнения «Лючии ди Ламмермур» Доницетти в Большом театре. Чуть более года назад – 11 ноября 2024 года – концертное исполнение этой оперы с Альбиной Шагимуратовой на этой сцене уже имело место, и тогда в нём приняли участие объединенный оркестр Большого и Мариинского театров, а также хор Мариинского театра. В этот раз к мариинским певцам-солистам присоединились оркестр и хор Большого театра (главный хормейстер – Валерий Борисов), а за дирижерским пультом, как и в прошлый раз ожидаемо находился Валерий Гергиев.

Как и ранее, партнером Альбины Шагимуратовой стал Александр Михайлов в партии Эдгара: и на сей раз с primadonna assoluta он составил изумительно тонкий, техничный ансамбль. Чувственно-плотное лирическое сопрано и тембрально-благородный лирический тенор творили подлинную магию! Большой дуэт Лючии и Эдгара – единственный номер, где герои соединяются в стихии своих чувств. После перепалки на подписании Лючией брачного контракта с Артуром и секстета-«водораздела» пути вокала Лючии и Эдгара расходятся. В финале Лючия с фантастическим мастерством поет большую сцену сумасшествия, а Эдгар – арию отчаяния, а затем упоительное «кончертанте для тенора», и это не иначе как «вишенка на торте»! Так что в пленительной власти голосов артистов мы оказываемся и на этот раз.

Сменились исполнители партий Генриха и Артура: ими стали соответственно баритон Алексей Марков и тенор Евгений Ахмедов. Остальные исполнители остались прежними: Раймонд – бас Станислав Трофимов; Алиса – меццо-сопрано Варвара Соловьёва; Норман – тенор Михаил Макаров. Сюжетообразующая, но де-факто вспомогательная партия Артура, и на этот раз погоды не сделала, встав в один ряд со вспомогательными партиями Алисы и Нормана. Лирический от природы баритон Алексей Марков изо всех сил, но тщетно пытался убедить в своем драматизме, а с требующимся звучанием баса-кантанте громоподобный и расшатанный вокал Станислава Трофимова ничего созвучного не нашел вообще…

И всё же в конце этих заметок необходимо вернуться к вокальному феномену Альбины Шагимуратовой. В итальянской оперной традиции голос, необходимый для партии Лючии, характеризуется как soprano drammatico d’agilità, то есть как драматическое сопрано с вокальной подвижностью (с колоратурой), причем к этой категории «приписан» не только ряд партий бельканто в операх Доницетти, Беллини и Россини, но даже такие тяжеловесные, вокально «кровавые» партии, как, например, вердиевские Абигайль в «Набукко», Одабелла в «Аттиле» и «Леди Макбет» в «Макбете», но это, понятно, лишь вопрос терминологии.

Партии драмсопрано, говоря об итальянской опере, мы связываем сегодня, как правило, с партиями в операх Верди, Пуччини и композиторов-веристов. Лирический же от природы голос Альбины Шагимуратовой, при его силе, уникальной, неповторимой красоте тембра и обертональности, обладает и необходимой для бельканто драматической плотностью, и подвижностью, и пластичностью, и колоратурой, и свободой звучания в верхнем регистре, и необходимой развитостью (глубиной) нижнего регистра. Так что обладательницей титула королевы отечественного бельканто Альбину Шагимуратову можно назвать однозначно!

Фото Альбины Шагимуратовой (с сайта Московской филармонии)
Фото с концерта 17 ноября Лилии Джошкуш (с телеграм-канала Конкурса Глинки)

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама