Фея Ивановна Балабина

Feya Balabina

Дата рождения
11.06.1910
Дата смерти
02.05.1982
Профессия
Страна
СССР

Фея Ивановна Балабина / Feya Balabina

Родилась в Ростове-на-Дону. Заслуженная артистка РСФСР (1939), заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), лауреат Сталинской премии второй степени (1947).

Хореографическое образование получила в Ростове-на-Дону, в 1925 солистка оперно-балетного коллектива. В 1926-29 училась на курсах при ЛХУ (ученица М. Романовой, Е. Гейденрейх), в 1931 окончила ЛХУ (ученица А. Вагановой), в 1931-56 балерина Мариинского театра.

Первая исполнительница партии Паскуалы («Лауренсия»); др. партии: Маша, Царь-девица; Алиса, Раймонда («Раймонда», балетм. B. Вайнонен), Коломбина («Карнавал»), Гамзатти, Никия, Эсмеральда, Гюльнара; Лебедь, Одиллия («Лебединое озеро», балетм. А. Ваганова), Балерина («Петрушка»), Китри, Тао Хоа, Зарема; Жанна («Пламя Парижа»), Панночка, Лиза; Девица-краса («Весенняя сказка»), Наташа («Татьяна»), Золушка, Параша; Нунэ («Гаянэ»), феи Канареек, Виолант, Бриллиантов, Белая кошечка, Аврора («Спящая красавица»), па-де-труа («Лебединое озеро»), па-де-де («Жизель»), Вакханка. В 1935-36 выступала также в Малом театре: Фадетта («Фадетта»), Сванильда; классическая танцовщица («Светлый ручей»).

В 1953-64 репетитор в Мариинском театре; с 1947 педагог, в 1963-73 художественный руководитель ЛХУ. Среди ее учеников — Э. Минченок, И. Чернышев, С. Викулов, Г. Селюцкий, А. Нисневич, К. Рассадин. В 1958-59, 1960-61 и 1975-77 преподавала в Софийском оперном театре, где поставила «Спящую красавицу», болгарский балет «Порабощенные в борьбе за свободу» Ю. Райчева по собственный сценарий, и др.

Балабина вошла в историю балета прежде всего как виртуоз классического танца. В этом единодушны все, кто восхищался ее мастерством. «По складу дарования Балабиной свойственны живость, непосредственность, оптимистичность, та жонглерская четкость и бравурность виртуозности, в которой ощущаешь природное изъявление чувства радости бытия» (В. Богданов-Березовский). Тщательность отделки деталей танца, его чистота и блеск не помешали Балабиной (особенно в период творческой зрелости) создать полнокровные образы, такие, как, например, Китри, которую она рисовала живой, решительной девушкой. Все эти качества обеспечивали ей большой и заслуженный успех.

Сочинения: Учить и учиться.— В кн.: А. Я. Ваганова. Л., 1958; Творить, искать, совершенствоваться.— В кн.: Константин Сергеев. М., 1978.

Литература: Богданов-Березовский В. М. А. Я. Ваганова.— М.; Л., 1950; Чернова Н. От Гельцер до Улаповой.— М., 1979; Михайлов М. Жизнерадостное искусство.— Веч. Ленинград, 1956, 29 дек.; Юбилей Ф. И. Балабиной.— Ленингр. театры, 1956, № 48; Шмырова Т. Художник советского балета.— Веч. Ленинград, 1962, 22 марта; Кремшевская Г. Жизнь в мипе танца.— Ленингр. правда, 1970, 11 июня; Ступников И. Балерина и педагог.— Ленингр. правда, 1980, 11 июня; Землемеров В. Фея Балабина.—Муз. жизнь, 1981, № 10; его же. Искусство, освещенное улыбкой.— Сов. балет, 1982, № 6.

А. Деген, И. Ступников

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама