Корейский классический танец

'Сказание о крепости Садосен' Чхве Оксама

Корейский классический танец

Зарождение танц. иск-ва в Корее связано с земледельч. празднествами и обрядовыми играми, к-рые сопровождались пением и плясками. В их основе — аллегории, воспроизведение явлений природы и трудовых процессов. Постепенно музыка и танец выделялись в самостоят, виды иск-ва.

Один из древнейших — танец в маске — тхальчхум. Особенно был популярен воинственный танец с мечом («Пляска Хван Чхана»), в к-ром исполнитель в маске юного силлаского воина Хван Чхана изображал в танце его подвиг. Известны и др. древние танцы — «Песня и танец Чхоёна» (кон. 9 в.), о борьбе героя со злым духом, танец в золотой маске «Тэмён», групповой танец в масках «Сокток», танец льва «Санъе» и др. Из танца в маске в 14 — 15 вв. сложился нар. т-р масок — камёнгык.

Ср.-век. корейские гистрионы (квандэ) сыграли важную роль в развитии устной традиции нар. т-ра. Музыканты, танцовщики и акробаты владели иск-вом слова и жеста, пения. С ними связано развитие песенного творчества пхансори, представлявшего собой в 17 — 18 вв. раннюю форму чхангыка — нар. муз. драмы традиционного корейского т-ра. Чхан-гык органически сочетает в себе элементы пения — чхан, нац. танца — паллим и спе-цифич. манеры игры — норымсэ, к-рая представляет собой танцевально-драматич. действие.

В отличие от иск-ва многих народов Вост. Азии кор. танец не имеет системы условных жестов: его движения — непосредственное выражение эмоций исполнителя. Чувство выражается сдержанно: движения плавны, медлительны, ноги как бы с трудом отрываются от пола, взор потуплен. Кор. танец не имеет быстрой смены ритмов.

К.к.т. как вид сценич. иск-ва вобрал в себя элементы крестьянских празднеств, ритуальных обрядов, плясок квандэ. Попытки создания проф. школы К.к.т. связаны с именем танцовщицы Чхве Сынхи (Цой Сын Хи). В 1929 — 32 под её руководством в Сеуле работала танцевальная школа-студия, в которой собирали и изучали корейский народный и классический танцы. Первые работы этой студии — «Танец с барабанами», «Танец с мечами».

После образования КНДР в 1946 в Пхеньяне была создана студия, где впервые ставились не только танцы, но и танц. представления: в «Песне освобождения» К.к.т. сочетался с танцем современным; в 1949 был пост, первый балетный спектакль «Песнь о крепости Панъявольсон» Чхве Оксама, в 1951 — его героич. хореографич. пьеса «Мать Кореи». Образ матери, созданный в ней, вырастал в символич. образ корейской женщины, борющейся против амер. захватчиков. В годы войны студия выступала в воинских частях. С 1952 — Гос. балетная студия; пост, балеты «Сказание о крепости Садосон» Чхве Оксама (1953, сценарий и пост. Чхве Сынхи), «Под ясным небом» Чхве Оксама, Ли Сока, Ким Мунсона (1956, сценарий и пост. Чхве Сынхи). В том же году студия объединилась с ф-том хореографич. иск-ва Художеств, ин-та и выделилась в самостоят. Пхеньянское хореографич. уч-ще с отделением нац. классического и классического европейского танца (курс обучения — 9 лет). Уч-щем были пост. «Лебединое озеро» (1956), «Красное знамя» (1959, сцен. Чхве Гая, по пьесе Сон Ёна «Патриот») — первый балет об антияпонской вооружённой борьбе.

'Под ясным небом' Чхве оксама, Ли Сока, Ким Мунсона

В 1948 в Пхеньяне был основан Гос. художеств, т-р (ГХТ) — ведущий муз. т-р страны. Здесь ставились совр. оперы — кагык, балеты и классическая муз. Драма — чхангык. В кон. 60 — нач. 70-х гг. гл. балетмейстер театра Ю Ёнгын, балетм. АН Сонхи. На сцене театра часто показываются балетные спектакли Пхеньянского хореографического училища. Значительным событием стала пост, балета «Сказание об озере Оннан» (1958, сцен. Чхве Сынхи, балетм. и исполнитель гл. партии АН Сонхи). Среди др. работ т-ра: «Полевые цветы» Хван Хаккына (1954), «Сим Чхон» (1954) и «Новое отправление» Ким Ёнгю (1960, балетм. Чон Догвон и Ким Суджо), «Ке Ворхян» Ли Сека (1961, сцен, и пост. Чхве Сынхи), «Партизанская дочь» («Дочь партизанского отряда», 1962, музыка Им Гынмёна и др., сцен. Ке Минсона, балетм. АН Сонхи), «Красный цветок с берегов Меконга» (1967). В ГХТ были предприняты попытки воссоздания спектаклей классич. муз. драмы чхангык, для этого была создана труппа «Хёмнюльдан» под руководством комп. АН Гиока. В 1952 эта труппа образовала ядро Гос. театра нац. искусства. Театр ставит перед собой задачу изучения, сохранения и развития старинных форм нар. муз. искусства, в т. ч. и танцев в маске — тхарён и тхальчхум.

Почти во всех провинциях КНДР были созданы стационарные музыкально-хореографич. коллективы, ставившие совр. балетные спектакли (в сочетании К.к.т. с европ.). В 1961 Художеств. т-р провинции Хамгён-Намдо пост. балет «Когда придёт рассвет». В основе спектакля, посв. антияпонской борьбе, — нар. песня «Тондоллари» и нар. танцы этой провинции. В том же году Художеств, т-р провинции Хванхэ-Пукто создал спектакль «Чо Окхи» Ли Мунына, посв. памяти землячки, ставшей нац. героиней (сцен. Пак Чихун, балетм. На Сукхи). Балет «Герои Напхальсана» Ян Гибона, пост, в 1961 Художеств, т-ром провинции Канвондо, рассказывает о подвигах воинов Нар. армии.

В 1959 основан Ансамбль песни и танца. Среди его пост. 1965 — 66: «Дочь Вьетнама», «Героическая земля Куба», «Трудный поход». Известность получил спектакль Ансамбля песни и танца провинции Пхёнан-Пукто «Воспоминание» (1963) — о тяжёлом прошлом кор. народа (музыка Пэк Тосона и др., балетм. Ким Донгын и Хон Доктхэк).

Южная Корея

В Южной Корее танц. искусство, как нац., так и европ., развивается в неблагоприятных условиях. До кон. 50-х гг. существовала острая борьба между разл. направлениями в хореографии. Сторонники модернизации танцев и их противники составили две организации — «Южнокор. ассоциацию танцовщиков» и «Ассоциацию танц. иск-ва». Модернизация К.к.т. стала насаждаться повсеместно.

В 1959 была создана Южнокорейская хореографич. ассоциация, к-рая продолжает свою работу. С 1962 её возглавляет балетм. Сон Бом, инициатор создания в Сеуле Гос. балетной труппы (1961) и Хореографич. ин-та (1962). В репертуаре балетной труппы произв. южнокор. композиторов, в т. ч. балет «Синяя верхняя рубашка» Чхве Чхагвона (1961, сцен. Хван Хи, балетм. Чу Ри). В 1966 труппа показала 8 представлений.

Частные балетные труппы, стремящиеся сохранить традиции К.к.т., чаще выступают за границей. Группа ансамбля «Самчхолли» выступала в США, там же выступала группа артистов ансамбля песни и танца «Ариран» под рук. Квон Ёсона. В 1962 К-том по делам культуры г. Сеула была учреждена премия в области хореографии. Среди лауреатов 1962 — 67: Чин Субан, Ким Бэкпон, Им Соннам, Каан Сонъён, Хан Ёнсук и Чо Тхэгвон. Большинство из них стремится к модернизации К.к.т. Однако нек-рые теоретики и практики танц. иск-ва (Ким Синок, Ли Гынсон, Мин Чхонсик, Ким Енсик и др.) продолжают сохранять традиции К.к.т.

Литература: Корейская балетная студия им. Цой Сын Хи. Пхеньян. Гастроли в СССР, дек. — янв., 1956 — 1957, М., 1956; Суриц Е., Корейский балет и его проблемы, «Т», 1957, № 4, с. 166 — 73; Brandon J., Guide to the theater of Asia, Honolulu, 1976.

Л. Р. Левина
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Корейская музыка

реклама

вам может быть интересно

Полифонические вариации Термины и понятия
Пастиччо Музыкальные жанры и формы

рекомендуем

смотрите также

Розетка Музыкальные инструменты
Тунисская музыка Национальные культуры
Мелодист Термины и понятия
Звуковая система Теория музыки
Струна Музыкальные инструменты
Традиции в балете Балет и танец
Секстоль Теория музыки
Древнеримская музыка Национальные культуры
Духовная музыка Термины и понятия
Маком Национальные культуры

Реклама