Лаосский классический танец

Лаосский танец, близкий танцу других народов Юго-Восточной Азии (Таиланда, Кампучии, Бирмы), сложился под сильным влиянием индийского. Индийский танец (насчитывающий мн. видов, стилей и школ) проник в эти страны в сер. 1 тыс. н. э. и приобрёл в каждой из них свои специфич. черты. Так, в отличие от инд. классического танца, Л. к. т. не имеет столь совершенной и тонко дифференцированной системы условных жестов (мудра), ограниченное значение имеют мимика, выражение глаз, движения зрачков. Общий характер танца также резко отличается от индийского, с его экспрессивностью, динамикой и властной ролью ритма. Движения Л. к. т. замедленные, изысканно-плавные, большое место в нём занимают грациозные, статуарные положения, имитирующие позы апсар - "небесных" дев-танцовщиц, рельефы с изображениями которых покрывают пилоны, стены и тимпаны арок храмов Бантеай-Срей (10 в.) и Ангкор-Ват (12 в.) в Кампучии. Эмоциональный строй Л. к. т. (особенно придворного балета, культивировавшегося в течение веков при королевском дворце в Луангпрабанге) празднично-церемониальный или оживлённо-игривый. Помимо придворного балета, существовали др. виды танца: ритуальные, связанные с древним культом заклинания и изгнания демонов, воинственные, народные обрядовые, имеющие трудовое происхождение (исполняются и в совр. Лаосе на ежегодных сезонных праздниках, свадьбах, во время храмовых церемоний, процессий), комич. танцы, изображающие животных и птиц, и др. Наибольший интерес в совр. Лаосе вызывают танце-вально-драматич. представления труппы Нац. балет Лаоса. Их сюжеты почерпнуты из 2 эпич. поэм Древней Индии и священных книг индуизма - "Махабхараты" и "Рамаяны" (а также из "Бхагаватгиты", обширной религиозно-филос. поэмы, являющейся самостоятельной частью "Махабхараты"), известных в Лаосе с 7 в. н. э. Др. источник сюжетов - легенды о деяниях принцев (кхмерского, сиамского и бирманского происхождения). Особенно популярны танц. представления, основанные на наиболее драматич. эпизодах "Рамаяны", повествующих о любви Рамы и Ситы, истории пленения Ситы царём Ланки Раваной и борьбе Рамы с Раваной в союзе с царём ястребов Джатаю и предводителем обезьяньего войска Хануманом. Танцам аккомпанирует нац. лаосский оркестр пи-пхат; его состав - набор бронзовых гонгов разл. высоты (кон-вон), ксилофон (рангнат), большой барабан, обтянутый буйволовой кожей (скортхомл), и горизонтальный барабан (сампхо), цимбалы (хин) и духовой инструмент, напоминающий европ. гобой (пи). В труппе Нац. балета Лаоса 90 танцовщиков, музыкантов, певцов и преподавателей танца. Для выступлений используется помещение Большого дворца в Луангпрабанге или Нац. школа музыки и танца (наз. также Университетом изящных искусств) во Вьентьяне. В представления труппы входят обычно ряд отдельных танцев и небольшие танцевальные сценки (крупные по форме муз.-драматич. спектакли не ставятся). Курс усовершенствования в искусстве танца лаосские танцовщики нередко проходят в школе танца в столице Таиланда Бангкоке.

Выступления Нац. балета редки и назначаются в связи с к.-л. торжествами или др. официальными событиями. Осн. позиции, на которых базируется Л. к. т.: одна нога, согнутая в колене, поднята назад; большой и средний (или указательный) пальцы рук соединены, тогда как остальные резко отогнуты; сильно вывернутые ноги с разведёнными в стороны коленями перекрещены, причём тяжесть тела перемещена на правую ногу; голова неподвижна, мимика бесстрастна; весь корпус чуть откинут назад.

Танцы в лаосском балете исполняются женщинами и мужчинами (изображающими, обычно, демонов, комич. персонажей и животных). Костюмы танцовщиков ярки по цвету, пышно украшены орнаментальным шитьём и дополнены разл. декоративными деталями. Танцовщицы выступают без масок; лицо покрывается слоем белого грима, глаза резко подводятся чёрным, губы - ярко-алым. Традиционные маски носят исполнители ролей Раваны и Ханумана. Декорацией служит естеств. фон окружающей природы и архитектуры. Бутафория почти отсутствует.

Существуют и исконно лаосские церемониальные танцы, не имеющие сюжета. Они исполняются женским ансамблем и состоят из ряда приветственных жестов, обряда женского туалета (украшение причёски, гримирование лица), движений, имитирующих сбор цветов в саду и свивание гирлянд. Распространён и т. н. "Танец сумерек", выражающий чувство восхищения при созерцании заката солнца.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Венеция Города
Латиноамериканская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Танзанийская музыка Национальные культуры
Рапсодия Термины и понятия
Фламенко Термины и понятия
Пассамеццо Балет и танец
Драматургия музыкальная Термины и понятия
Вокальная музыка Опера, вокал, пение
Месса Музыкальные жанры
Прима Термины и понятия
Натуральные лады Термины и понятия

Реклама