Лаосский классический танец
Лаосский танец, близкий танцу других народов Юго-Восточной Азии (Таиланда, Кампучии, Бирмы), сложился под сильным влиянием индийского.
Инд. танец (насчитывающий мн. видов, стилей и школ) проник в эти страны в сер. 1 тыс. н. э. и приобрёл в каждой из них свои специфич. черты. Так, в отличие от инд. классич. танца, Л.к.т. не имеет столь совершенной и тонко дифференцированной системы условных жестов (мудра), ограниченное значение имеют мимика, выражение глаз, движения зрачков. Общий характер танца также резко отличается от индийского, с его экспрессивностью, динамикой и властной ролью ритма. Движения Л.к.т. замедленные, изысканно-плавные, большое место в нём занимают грациозные, статуарные положения, имитирующие позы апсар — «небесных» дев-танцовщиц, рельефы с изображениями к-рых покрывают пилоны, стены и тимпаны арок храмов Бантеай-Срей (10 в.) и Ангкор-Ват (12 в.) в Кампучии. Эмоциональный строй Л.к.т. (особенно придворного балета, культивировавшегося в течение веков при королевском дворце в Луангпрабанге) празднично-церемониальный или оживлённо-игривый.
Помимо придворного балета, существовали др. виды танца: ритуальные, связанные с древним культом заклинания и изгнания демонов, воинственные, народные обрядовые, имеющие трудовое происхождение (исполняются и в совр. Лаосе на ежегодных сезонных праздниках, свадьбах, во время храмовых церемоний, процессий), комич. танцы, изображающие животных и птиц, и др.
Наибольший интерес в совр. Лаосе вызывают танцевально-драматич. представления труппы Нац. балет Лаоса. Их сюжеты почерпнуты из 2 эпич. поэм Древней Индии и священных книг индуизма — «Махабхараты» и «Рамаяны» (а также из «Бхагаватгиты», обширной религиозно-филос. поэмы, являющейся самостоятельной частью «Махабхараты»), известных в Лаосе с 7 в. н. э. Др. источник сюжетов — легенды о деяниях принцев (кхмерского, сиамского и бирманского происхождения).
Особенно популярны танц. представления, основанные на наиболее драматич. эпизодах «Рамаяны», повествующих о любви Рамы и Ситы, истории пленения Ситы царём Ланки Раваной и борьбе Рамы с Раваной в союзе с царём ястребов Джатаю и предводителем обезьяньего войска Хануманом. Танцам аккомпанирует нац. лаосский оркестр пи-пхат; его состав — набор бронзовых гонгов разл. высоты (кон-вон), ксилофон (рангнат), большой барабан, обтянутый буйволовой кожей (скортхомл), и горизонтальный барабан (сампхо), цимбалы (хин) и духовой инструмент, напоминающий европ. гобой (пи).
В труппе Нац. балета Лаоса 90 танцовщиков, музыкантов, певцов и преподавателей танца. Для выступлений используется помещение Большого дворца в Луангпрабанге или Нац. школа музыки и танца (наз. также Ун-том изящных искусств) во Вьентьяне. В представления труппы входят обычно ряд отдельных танцев и небольшие танцевальные сценки (крупные по форме муз.-драматич. спектакли не ставятся). Курс усовершенствования в иск-ве танца лаосские танцовщики нередко проходят в школе танца в столице Таиланда Бангкоке.
Выступления Нац. балета редки и назначаются в связи с к.-л. торжествами или др. официальными событиями. Осн. позиции, на к-рых базируется Л.к.т.: одна нога, согнутая в колене, поднята назад; большой и средний (или указательный) пальцы рук соединены, тогда как остальные резко отогнуты; сильно вывернутые ноги с разведёнными в стороны коленями перекрещены, причём тяжесть тела перемещена на правую ногу; голова неподвижна, мимика бесстрастна; весь корпус чуть откинут назад.
Танцы в лаосском балете исполняются женщинами и мужчинами (изображающими, обычно, демонов, комич. персонажей и животных). Костюмы танцовщиков ярки по цвету, пышно украшены орнаментальным шитьём и дополнены раз л. декоративными деталями. Танцовщицы выступают без масок; лицо покрывается слоем белого грима, глаза резко подводятся чёрным, губы — ярко-алым. Традиционные маски носят исполнители ролей Раваны и Ханумана. Декорацией служит естеств. фон окружающей природы и архитектуры. Бутафория почти отсутствует.
Существуют и исконно лаосские церемониальные танцы, не имеющие сюжета. Они исполняются женским ансамблем и состоят из ряда приветственных жестов, обряда женского туалета (украшение причёски, гримирование лица), движений, имитирующих сбор цветов в саду и свивание гирлянд. Распространён и т. н. «Танец сумерек», выражающий чувство восхищения при созерцании заката солнца.
B. M. Паппе
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.