Балет Виноградова «Ревизор»

The Government Inspector

Композитор
Дата премьеры
12.08.1980
Жанр
Страна
СССР
Балет Виноградова «Ревизор» / The Government Inspector

Хореографическая транскрипция комедии Н. Гоголя в 2 актах.

Композитор А. Чайковский, сценарист О. Виноградов при участии А. Петрова, балетмейстер О. Виноградов, художники И. Пресс и В. Окунев, дирижер Д. Далгат.

Премьера состоялась 12 августа 1980 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр).

Столичный департамент. Борьба чиновников за лучшее кресло. «Работа» началась. Марш-парад бумаг, вариации приказов и постановлений. Чмыхов отправляет Городничему письмо о грядущем приезде ревизора.

Панорама города N. Сюита чиновников: проходы Земляники, Шпекина, Ляпкина-Тяпкина, Хлопова и других. Городничий получает письмо. Страх.

Бегство Хлестакова от долгов. Монолог Хлестакова. Встреча Хлестакова с чиновниками города N. Дуэт Хлестакова и Городничего. Представление чиновников. Марш парад по городу: городовые с метлами, переодевание народа, «потемкинские деревни».

Дом Городничего. Суматоха, парад блюд, гости. Хлестаков. Сюита его вранья: департамент, курьеры, бал в столице, «брат Пушкин», военный парад. Пораженные чиновники сговариваются о взятках. Марья Антоновна мечтает...

Сюита взяток: чиновники поочередно вручают Хлестакову танцующие денежные купюры. На радостях Хлестаков пишет письмо в Петербург.

Дуэт Хлестакова и Марьи Антоновны. Дуэт Хлестакова с Анной Андреевной. Обручение Хлестакова с Марьей Антоновной. Счастливый жених на тройке уезжает, обещая вернуться за невестой и тестем с тещей.

Почтмейстер «работает» с письмами. Обнаружение письма Хлестакова. Прием у Городничего. Поздравления чиновников по поводу женитьбы дочери и ожидаемого счастья. Почтмейстер приносит письмо Хлестакова. Его читают все по очереди.

Известие о приезде настоящего ревизора.

«Немая сцена».

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ.

Балет Виноградова «Ревизор» / The Government Inspector

Отечественный балет в двадцатом веке с большим или меньшим успехом осуществил хореографические транскрипции романов Толстого и Достоевского, пьес Пушкина и Лермонтова. Но даже на этом фоне стремление создать балет на основе бессмертной комедии Гоголя «Ревизор» кажется шагом почти безрассудным.

Это понимал и балетмейстер Олег Виноградов: «Я всегда занимался поиском новых тем в балете. В процессе работы (я работал над „Ревизором" одиннадцать лет) я понял, в чем заключалась основная сложность „перевода" комедии Гоголя на язык танца. С одной стороны, в пьесе есть видимая и заманчивая легкость для ее постановки в балете — это очень ярко очерченные самим Гоголем гротескные образы персонажей, образы-маски. Здесь, конечно же, представляется прекрасная возможность для использования хореографической пантомимы, пластики, жеста и т. д. Но гениальность „Ревизора", прежде всего, заключена в самом гоголевском тексте, в языке, а в балете мы как раз лишены этого самого главного компонента. Фразы, которые все знают наизусть, которых всегда ждут со сцены, в нашем балете, естественно, не прозвучат».

Понимая неизбежные потери, авторы балета позволили себе ввести сцены, отсутствующие в пьесе. Так, уже в прологе балета зритель видел столичный петербургский департамент — гипертрофированный образ чиновничьего муравейника. Возникал, проникнутый истинно гоголевским гневом, символ бессмысленной и тупой «машины делопроизводства», своими метастазами разъедающей всю Россию. Именно отсюда, из департамента, летит в захолустный город письмо-уведомление Чмыхова, разбудившее в Городничем великий страх и создавшее почву для похождений Хлестакова.

Конструкция поворачивалась, и на месте департамента возникал уездный городок. Этот покосившийся мирок неусыпно поддерживали двое городовых — этакие провинциальные атланты. Авторы спектакля прочитали «Ревизора» глазами современного человека, осознающего причины, по которым естественное человеческое стремление к лучшей жизни выродилось в желание, по выражению Гоголя, «не пропускать того, что плывет в руки», урвать сегодня то, что завтра может не достаться никому.

Балет Виноградова «Ревизор» / The Government Inspector

Балет создавался не только соавторами, но и единомышленниками. Пластика персонажей как бы рождалась из острой, порой пародийной музыки Александра Чайковского. Тридцатичетырехлетний ученик Тихона Хренникова уже был автором комической оперы «Дедушка Крылов смеется» и ряда инструментальных концертов. Его склонность к фарсу, гротеску ярко проявилась в гоголевском балете, которым ныне маститый композитор, дебютировал в хореографическом театре.

Композитор использовал неожиданные звукосочетания, необычные оркестровые эффекты. Музыкальной характеристикой Городничего стал посвист флейты-пикколо на фоне резких звуков медной оркестровой группы. Хлестаковская легкость мыслей передавалась наивным, почти детским мотивчиком, внезапно трансформировавшимся в шлягеры из классических произведений и даже кинофильмов. Критики находили даже, что стиль музыки напоминает балетные сочинения молодого Шостаковича.

В балетах Виноградова сценография всегда не украшение спектакля, а его составная часть, расширяющая образный строй действия. В «Ревизоре» собственно декорации отсутствуют. Вся сцена затянута черным бархатом, и лишь посредине, на поворачивающейся конструкции, художники спектакля Ирина Пресс и Вячеслав Окунев выстроили квинтэссенцию захолустного городишки, набитого нажитым барахлом мирка Городничего.

«Ревизор» — спектакль сатирический, лишенный привычной лирико-романтической линии, что в практике балетного театра явление не столь частое. Хореографический язык балета сознательно разнохарактерен: виртуозный классический танец соседствует с пародией на него, свободная пантомима сменяется остроумными танцевальными «фразами». Отдельные сцены объединены в своеобразные танцевальные сюиты.

Балет Виноградова «Ревизор» / The Government Inspector

Наиболее удачной была сюита вранья Хлестакова, где танцевали и «тысяча курьеров», и «брат Пушкин», и целая, ожидающая «указаний», армия. Смех — нечастый гость в балете, но как зрителю было сдержать его, когда знакомство Городничего с Хлестаковым происходило без музыки, под интонационно разнообразный кашель персонажей: начальственный — одного, жалобно-хвастливый — другого. Или в уморительном «дуэте» мечтающей за пианино Марьи Антоновны, с являющемся ее воображению ангелоподобным (даже с крылышками) Хлестаковым.

Известно, что подлинный успех комедии невозможен без ярких исполнительских удач. На премьере «Ревизора» хотелось отметить почти всех. Какие типажи в «хороводе» чиновников! Паукообразный Полицмейстер (Анатолий Иваненко), робкий смотритель училищ Хлопов (Марат Кумысников), глуповато-наглый попечитель богоугодных заведений Земляника (Петр Русанов), прожженный взяточник судья Ляпкин-Тяпкин (Геннадий Бабанин), любопытный, но недалекий почтмейстер Шпекин (Валерий Емец) и сколь различные, столь и не разлучные Бобчинский (Виктор Федоров) и Добчинский (Виталий Цветков).

Эти шаржированные фигуры, по замыслу хореографа, были не только смешны, но и страшны своей звериной цепкостью, желанием не упустить своего, любой ценой удержаться на своем отвоеванном у судьбы месте. Наталья Большакова рисовала свою Марью Антоновну ленивой, перезрелой девицей. Внешнее жеманство лишь слегка прикрывало ее кошачью хищность. У Нинеллы Кургапкиной Анна Андреевна — особа молодящаяся, чувствительная и мечтательная до глупости. Дружным смехом встречал зал проплывающего над сценой «влюбленного» Хлестакова, пригрезившегося ей в их будущей сладкой петербургской жизни.

Украшением спектакля стала талантливая и во многом необычная интерпретация двух главных персонажей хореографической комедии. Городничий задуман балетмейстером и реализован Николаем Ковмиром отнюдь не в принятой классической статичности и пантомиме. Напротив, его отличает (и даже возвышает над прочими) именно умение мгновенно трансформировать свое поведение. Простой народ он почти физически подавляет своими мощными прыжками, с чиновниками являет образец предводителя, этакого орла среди кукушек. Зато перед мнимым ревизором он заискивает почти по-собачьи, буквально «на задних лапках». И наконец, в финале — растерянный и жалкий обманутый обманщик.

Балет Виноградова «Ревизор» / The Government Inspector

Иван Александрович Хлестаков в трактовке Вадима Гуляева — артист по натуре. Про таких говорят: «Ему бы на сцену». Даже наедине с самим собой он играет непрерывно и самозабвенно, мгновенно переходя от траурных ламентаций к почти наполеоновским вспышкам честолюбия. Да, он неудачник в жизни, но, как ребенок, в один миг забывает все старые обиды и огорчения. Его несет стихия импровизированного, почти «концертного» вранья, возникающих и тут же гаснущих страстишек и безудержного желания обогатиться за чужой счет.

Со школьной скамьи все мы помним, что «Ревизор» кончается знаменитой немой сценой. На драматической сцене молчание оглушает, но чем заменить его в балете? Хореограф нашел свое неожиданное и остроумное решение. История близится к развязке. Бесследно исчез на тройке Хлестаков. Почтмейстер познакомился с письмом в Петербург (в этом балете все письма, как и денежные купюры, танцуют) и оповестил об его содержании все общество. Отчаяние Городничего не знает границ, а тут еще некстати врывается запоздалая депутация с подарками от «простого народа». Всеобщее замешательство прорезает звук трубы а гонца, возвещающего о приезде истинного ревизора. Все расступаются, и зритель видит наших «героев», с которых спали столь дорогие их сердцу мундиры. Перед лицом истинной оценки их «трудов» они становились наги и беспомощны (к телу исполнителей мгновенно приставлялись картонные «обнаженные» фигуры).

Но и это еще не финал. Из середины конструкции прямо на зрителя начинает бить яркий луч прожектора, и в этом слепящем свете на авансцену медленно выходит самый главный ревизор человеческих душ — Николай Васильевич Гоголь. «Над кем смеетесь, господа...»

Спектакль за отпущенные ему судьбой 8 лет выдержал более 40 представлений. На парижских гастролях 1982 года он позабавил мало знакомых с гоголевским первоисточником французов недюжинной фантазией, остроумием и выдумкой. Для многих первых исполнителей их роли в «Ревизоре» стали последними в их творческой жизни. Сменившие их в спектакле артисты не смогли достичь уровня «первооткрывателей». Театр потерял столь редкий в его репертуаре комедийный балет.

А. Деген, И. Ступников

Композитор
Дата премьеры
12.08.1980
Жанр
Страна
СССР

реклама

вам может быть интересно

Гайдн. Симфония No. 104 Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама