Брамс. Фортепианное трио No. 3

Piano Trio No. 3 (c-moll), Op. 101

Композитор
Год создания
1886
Дата премьеры
20.12.1886
Жанр
Страна
Германия
Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Завершив Симфонию № 4, Иоганнес Брамс ощущал потребность в новых творческих свершениях. В поисках «спокойствия, трудов и вдохновения» летом 1886 г. композитор отправляется в Швейцарию на озеро Тун. Здесь Брамс работает над различными произведениями – песнями, скрипичными сонатами, и тогда же рождается Трио № 3 до минор для скрипки, фортепиано и виолончели. Будучи одним из лучших камерно-инструментальных сочинений Брамса, это произведение – наряду с Третьей скрипичной сонатой – являет собою итог развития драматической линии творчества композитора.

В Фортепианном трио до минор ярко выражено эпическое и героическое начало, в особенности это проявляется в первой части – Allegro energico. Этому способствует обилие массивных аккордов и октавных удвоений, а также пунктирные ритмические фигуры. Две грани образа раскрываются в темах экспозиции – эпически-мощной главной партии и вдохновенно-гимнической побочной. Темы объединены начальным мотивом, который пронизывает их развитие в дальнейшем. Главная партия вырастает из взаимодействия триольных мотивов и опоры на трезвучия, которые словно «притягивают» их к себе. Гимническая побочная партия перекликается с музыкальным материалом Симфонии № 1 и другими брамсовскими «темами радости». Главная партия становится более протяженной и даже распевной в разработке. В до-диез-минорном эпизоде возникает новый вариант темы, напоминающий лирическую песню. В дальнейшем лирическое начало присутствует во всех частях цикла.

Часть вторая – Presto non assai – контрастирует первой своим таинственным звучанием, которому способствует легкая и утонченная фактура: облегченная фортепианная партия, засурдиненные струнные, пиццикато. В среднем разделе и варьированной репризе возникает песенность и оттенок танцевальности.

В изящной третьей части – Andante grazioso – двухдольность причудливо сменяется трехдольностью. Музыкальный материал первой части проникает в третью – основой среднего раздела становится мотив из нее, данный в обращении.

Четвертая часть – Allegro molto – подвижное скерцо в духе тарантеллы. Финал отличается некоторой калейдоскопичностью, заставляющей вспомнить о шумановских фортепианных циклах, но варьирование исходного тематического зерна, интонационно перекликающегося с первой частью, служит объединяющим началом.

Фортепианное трио № 3 было впервые исполнено в декабре 1886 г. в Будапеште с участием автора.

Камерно-инструментальное творчество Брамса

реклама

вам может быть интересно

Бетховен. Фортепианное трио No. 4 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама