Чанг, чанк.
1) Иранская угловая арфа. Имеет трапециевидный, слегка изогнутый корпус, часто украшенный орнаментом. Восходит к древним инструментам Ассирии, Сев. Индии. Чанг имел различное количество струн (13–100; часто двойные, тройные), которые защипывали пальцами обеих рук (иногда на большие пальцы надевали в качестве плектра напёрстки). Древнейшие изображения относятся к 600 н. э. Играли на чанге главным образом женщины. Ныне встречается среди иранцев, живущих в Афганистане. Родственные музыкальные инструменты — аюмаа, чанги и др. С 14 в. чангом называются инструменты типа цимбал и псалтериума.
2) Узбекский и таджикский народный струнный ударный музыкальный инструмент, род цимбал. Имеет плоский, трапециевидный деревянный корпус (длина обращённой к исполнителю стороны 850–1000 мм, противоположной — 630–800 мм, ширина 300–400 мм) на небольших ножках, прикрывается деревянной крышкой. На верхней деке 1–3 резонаторных отверстия в виде резных розеток. Металлические струны натянуты в продольном направлении; они крепятся с левой стороны корпуса к металлическим штифтам, с правой — к металлическим колкам, вращаемым специальным ключом. Струны делятся на 2 группы — низкого и высокого регистров. Струны первой группы одинарные, опираются на подставку близ колков; издают звуки диатонического звукоряда. Между этими струнами проходят струны 2-й группы, опирающиеся на левую подставку, которая делит их на 2 неравные части: часть струны справа от подставки даёт звук октавой выше соседней струны 1-й группы, слева от неё — квинтой выше звука правой части той же струны. Т. о. образуются 3 диатонических звукоряда:
As — ges, as — ges1, es — des2.
Исполнитель ударяет по струнам 2 эластичными деревянными или бамбуковыми палочками. Звук громкий, долго не затухающий, яркого, звонкого тембра. Сила звука может изменяться в широких пределах. На чанге играют соло, чаще в ансамбле с др. народными инструментами. В 1940-е гг. чанг усовершенствован мастерами А. И. Петросянцем и С. Б. Диденко. Созданные ими разновидности чанга входят в современные узбекские и таджикские оркестры народных инструментов; имеют хроматический звукоряд. Их диапазоны: g — е3 (прима), G — е2 (тенор), C1 — g (бас).
Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 162, 172; Кароматов Ф., Узбекская инструментальная музыка, Таш., 1972, с. 149.
Н. А. Лисова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
