Частичные тоны

Категории словаря

Частичные тоны (нем. Teiltцne, Partialtцne, франц. partieles sons, англ. partiales tones) - призвуки, входящие в состав спектра муз. звука, важнейшие составляющие тембра звука. Каждый из них возникает в результате простейших по форме синусоидальных колебаний отд. частей звучащего тела (напр., 1/2, 1/3 и т. д. долей струны). В муз. звуке, кроме осн. тона, по к-рому определяется высота звука, практически содержится неск. Ч. т.; они сливаются в единое целое, их можно услышать (выделить слухом) только при направленном внимании или с помощью специальных акустич. фильтров. На слух отд. Ч. т. представляют собой простые звуки; они характеризуются высотой и громкостью. Различают гармонич. Ч. т. (гармоники), соотносящиеся друг с другом по частоте как ряд натуральных чисел - 1, 2, 3, 4 и т. д. (напр., в звучании струн скрипки, рояля, в звучании столба воздуха у дух. инструментов), и негармонич. Ч. т., частоты к-рых соотносятся по к.-л. иному принципу (напр., у удар. инструментов могут быть соотношения типа 1, 32, 52, 72 и т. д.). Ч. т., расположенные выше осн. тона, наз. обертонами; в теории акустики существует понятие унтертоны, характеризующее Ч. т., расположенные ниже осн. тона. В гармонич. интервалах, аккордах, созвучиях взаимодействие между Ч. т. приводит к образованию дополнит. призвуков (тонов совпадения, комбинационных тонов разности и т. п.), иногда искажающих гармонию, к возникновению биений - периодич. изменений громкости общего звучания. В исполнит. практике широко используется приём выделения Ч. т. из общего звучания - флажолеты.

Литература: Гарбузов H. A., Натуральные призвуки и их гармоническое значение, в кн.: труды ГИМНа. Сб. работ комиссии по музыкальной акустике, вып. 1, М., 1925; его же, Гармоническое видоизменение аккордов натуральными призвуками, там же, вып. 2, М., 1929; его же, Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; Музыкальная акустика, М.-Л., 1940, М., 1954; Корсунский С. Г., Влияние спектра воспринимаемого звука на его высоту, в сб.: Проблемы физиологической акустики, т. 2, М.-Л., 1950; Назайкинский Е. В., Paгс Ю. Н., Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука, в сб.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964; Володин A. A., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; Meyer E., Buchmann G., Die Klangspektren der Musikinstrumente, В., 1931.

Ю. H. Рагс

реклама

вам может быть интересно

Куранты Музыкальные инструменты
Вокал оперный Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Саратов Города
Аргентинская музыка Национальные культуры
Соло Термины и понятия
Ода Музыкальные жанры
Бандура Музыкальные инструменты
Африканская музыка Национальные культуры
Дагестанская музыка Национальные культуры
Генерал-бас Термины и понятия
Предложение Термины и понятия
Раздельноречие Церковная музыка

Реклама