Частичные тоны

Категории словаря

Частичные тоны (нем. Teiltöne, Partialtöne, франц. partieles sons, англ. partiales tones) — призвуки, входящие в состав спектра музыкального звука, важнейшие составляющие тембра звука. Каждый из них возникает в результате простейших по форме синусоидальных колебаний отдельных частей звучащего тела (напр., 1/2, 1/3 и т. д. долей струны).

В музыкальном звуке, кроме основного тона, по которому определяется высота звука, практически содержится несколько частичных тонов; они сливаются в единое целое, их можно услышать (выделить слухом) только при направленном внимании или с помощью специальных акустических фильтров. На слух отд. Ч. т. представляют собой простые звуки; они характеризуются высотой и громкостью. Различают гармонич. Ч. т. (гармоники), соотносящиеся друг с другом по частоте как ряд натуральных чисел — 1, 2, 3, 4 и т. д. (напр., в звучании струн скрипки, рояля, в звучании столба воздуха у дух. инструментов), и негармонич. Ч. т., частоты к-рых соотносятся по к.-л. иному принципу (напр., у удар. инструментов могут быть соотношения типа 1, 32, 52, 72 и т. д.). Ч. т., расположенные выше осн. тона, наз. обертонами; в теории акустики существует понятие унтертоны, характеризующее Ч. т., расположенные ниже осн. тона.

В гармонич. интервалах, аккордах, созвучиях взаимодействие между Ч. т. приводит к образованию дополнит. призвуков (тонов совпадения, комбинационных тонов разности и т. п.), иногда искажающих гармонию, к возникновению биений — периодич. изменений громкости общего звучания. В исполнит. практике широко используется приём выделения Ч. т. из общего звучания — флажолеты.

Литература: Гарбузов H. A., Натуральные призвуки и их гармоническое значение, в кн.: труды ГИМНа. Сб. работ комиссии по музыкальной акустике, вып. 1, М., 1925; его же, Гармоническое видоизменение аккордов натуральными призвуками, там же, вып. 2, М., 1929; его же, Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; Музыкальная акустика, М.-Л., 1940, М., 1954; Корсунский С. Г., Влияние спектра воспринимаемого звука на его высоту, в сб.: Проблемы физиологической акустики, т. 2, М.-Л., 1950; Назайкинский Е. В., Paгс Ю. Н., Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука, в сб.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964; Володин A. A., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; Meyer E., Buchmann G., Die Klangspektren der Musikinstrumente, В., 1931.

Ю. H. Рагс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Камертон Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Целотоновый лад Теория музыки
Голос Термины и понятия
Звукопись Термины и понятия
Марокканская музыка Национальные культуры
Мотив Теория музыки
Нидерландская школа Термины и понятия
Конкретная музыка Термины и понятия
Зальцбург музыкальный Национальные культуры
Ripieno, рипиeно Теория музыки
Барыня Музыкальные жанры и формы

Реклама