Дворжак Антонин

Категории словаря
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Творческий портрет Дворжака
Список сочинений Дворжака

Дворжак (Dvořák) Антонин (8 IX 1841, Нелагозевес, на Влтаве — 1 V 1904, Прага) — чешский композитор и дирижёр. Сын мясника, владельца постоялого двора, который был большим любителем музыки. Начал заниматься музыкой самостоятельно, затем играл на скрипке в местном сельском оркестре под руководством кантора Й. Шпица. С детства любил народные песни и танцы, имевшие громадное значение для формирования его творческого облика. После окончания общеобразовательной школы в Нелагозевесе (1853) знакомится с ремеслом мясника под рук.отца. С 1854 в Злонице изучает игру на скрипке, затем и на органе; под рук. кантора А. Лимана занимается теорией, пением, играет на альте в его капелле. В 1855-56 Дворжак учился в г. Ческа-Каменице, где продолжал заниматься музыкой под рук. кантора P. Ганке. Не имея возможности платить за обучение, Дворжак возвратился в Злонице, где в ноябре 1856 получил свидетельство об овладении ремеслом мясника. Однако в сентябре 1857 Дворжак, по совету Лимана, уезжает в Прагу и поступает в Органную школу. Его учителя — Й. Фёрстер-старший (орган), Ф. Блажек (гармония и контрапункт), композитор Й. Л. Звонарж (пение). Одновременно Дворжак в качестве альтиста принимает участие в концертах певч. муз. Об-ва св. Цецилии, при к-ром имелись большой хор и оркестр. Исполняя в оркестре этого об-ва классич. симф. и кантатно-ораториальные произв., Дворжак особенно полюбил творчество Моцарта (его до конца дней называл «солнцем на небе»), глубоко изучил музыку нем. романтиков, в частности Р. Вагнера. К 1857-59 относится сближение Д. с К. Бендлем и А. Чехом, ставшими впоследствии выдающимися деятелями чеш. муз. культуры. В 1859, по окончании Органной школы, Дворжак поступил альтистом в конц. эстр. ансамбль дирижёра и органиста К. Комзака, в конце 1862 перешёл в оркестр открывшегося в Праге Временного т-ра и участвовал в премьерах «Бранденбуржцев в Чехии», «Проданной невесты» и «Далибора» Б. Сметаны, а также «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы», «Гальки» и мн. др. опер, исполнявшихся под управлением Сметаны и др. дирижёров (в т.ч. М. А. Балакирева).

Начало творческой деятельности Дворжака относится, видимо, ещё к отроческим годам. В 1860-е гг. им создан ряд симф. и камерных сочинений — струн. квинтет, струн. квартет, симфонии — c-moll («Злоницкие колокола») и B-dur; последней предшествовала работа над большим циклом песен «Кипарисы». В июле 1871 Дворжак выходит из оркестра Временного т-ра и пытается посв. себя всецело творч. работе. Однако материальная необеспеченность заставляет Дворжака давать уроки музыки (с 1873) детям промышленника и мецената Я. Неффа, в доме к-рого Дворжак познакомился с Л. Яначеком и др. деятелями направления «Молодых мораван». В 1873-77 Д. — органист в храме св. Войтеха.

Творческие поиски Дворжака во всех ранних произв., в т.ч. в опере «Альфред», по сюжетным мотивам близкой к «Бранденбуржцам...», свидетельствуют о близости Дворжака к венским классикам, а также к неоромантич. школе. Уже в опере «Король и угольщик» (1871), особенно в поздних её ред. (в частности, во 2-й), намечаются отход от влияния Р. Вагнера, столь явственного в «Альфреде», и стремление к утверждению нац. самобытности. Она ярко проявилась в «Гимне» для хора и оркестра, написанном в 1872 на сл. В. Галека «Наследники Белой Горы». С конца 1871 произв. Дворжака исполнялись в открытых концертах (так, в апреле 1872 Сметана дирижировал увертюрой к «Королю и угольщику»), но широкую известность как композитор Дворжак приобрёл после первого исп. «Гимна» (9 III 1873 под управлением К. Бендля). Успеху «Гимна» способствовали его высокие худож. достоинства, ярко выраженные нац.-освободит. призывы и тонко переданная в музыке атмосфера патриотич. движения тех лет.

В 1-й пол. 70-х гг. Дворжак создаёт симфонии Es-dur, d-moll и F-dur и ряд камерных сочинений — фп. квинтет, 3 ноктюрна для оркестра, струн. квинтет a-moll, фп. квартет, 3 струн. квартета, скрипич. сонату и др. инстр., а также вок. сочинения. Все эти произв., привлекающие молодой страстностью, силой вдохновения, убеждающим пафосом и радостным волнением, свидетельствуют о стремительности развития творч. дарования Дворжака, росте его мастерства и укреплении творч. самобытности, чему способствовало его общение с кружком Неффа, в т.ч. с Яначеком, вместе с к-рым позднее Дворжак путешествовал по Чехии и Моравии.

Получение Дворжаком стипендии венского мин-ва культуры и образования (для «молодых бедных и талантливых артистов»), назначению к-рой способствовали И. Брамс (находился в составе комиссии) и Э. Ганслик, избавило Дворжака на 5 лет от материальных затруднений, значительно улучшило его моральное состояние и дало возможность сосредоточиться на творческой деятельности. Исполняются его симфония Es-dur и скерцо из симфонии d-moll (под управлением Сметаны). В 1874 Временный т-р пост. комическую оперу «Король и угольщик» (2-я ред., на либр. по нар. сказке о короле, заблудившемся на охоте в лесу и спасённом добродушными угольщиками), трагич. оперу «Ванда» (1876, на сюжет польской легенды). В 1876 Д. создает концерт для фп. с оркестром, «Моравские дуэты» на нар. слова (из сб. Ф. Сушила) для сопрано и тенора в сопровождении фп., 2 цикла для 2 женских голосов с фп. (наиболее известны ор. 29 и 32) и цикл на текст «Вечерних песен» В. Галека. Впоследствии Дворжак и его ученики (в т.ч. В. Новак) руководствовались принципом раскрытия образов текстов нар. песен в оригинальных, но близких к народным мелодиях, а также в инстр. сопровождении вок. произв. На «Моравские дуэты» обратил внимание Брамс, к-рый начиная с 1877 своим авторитетом поддерживал Дворжака, помогал ему ценными советами и указаниями, способствовавшими совершенствованию композит. мастерства Дворжака (в знак признательности Дворжак посвятил Брамсу струн. квартет d-moll), рекомендовал его произв. известному муз. издателю Ф. Зимроку.

В декабре 1874 Дворжак закончил одноактную комич. оперу «Упрямцы». В 1876-77 создал комич. оперу «Хитрый крестьянин» и партитуру Stabat Mater. Это произв., оживившее традиции чеш. барокко, связано с личным горем — в это время Дворжак потерял дочь и сына. По-генделевски величественная музыка Stabat Mater принесла Дворжаку первый значительный успех в Англии и других странах. В 1878 Дворжак начал работать над всемирно известными «Славянскими танцами». 1-й вариант написан для фп. в 4 руки (затем Дворжак оркестровал их, так же, как и 2-й цикл). В этих пьесах, появившихся вскоре в разл. переложениях, Дворжак сочетал танц. жанры разл. слав, народов — чеш. и словацкие, а также польские, восточнослав. (хороводного типа), южнослав. и др. В дальнейшем такого рода сочетание не раз появлялось в творчестве Дворжака, включая и 2-й цикл «Славянских танцев» (1886-87) и 3 «Славянские рапсодии» (1878) для симф. оркестра, из к-рых наиболее известна 3-я (As-dur), с богатырски-романтич. образами.

В сонатно-симфонических циклах Дворжака (так же, как в «Чешских танцах» Сметаны) последовательно развиваются нац.-своеобразные танц. чеш. и словацкие жанры: полька, фуриант, скочна, соуседска, дупак, одземек и др. В этих произв. особенно ярко проявилась тесная связь с мелосом и ритмом чеш. нар. песни в крест. устной традиции. В них Дворжак отразил ритмич. своеобразие нар. пляса каждой национальности, сочетая характерную нар. напевность с симф. разработкой, с богатством орк. письма (особенно в «Славянских танцах» и «Славянских рапсодиях»). Дворжак обращался к интонациям и мелодиям разных слав. народов и в др. произв., свидетельствующих о глубоком знании рус. (опера «Димитрий» и обработки рус. нар. песен), польского (опера «Ванда») и укр. (фп. трио «Думки») мелоса.

Подобно Сметане, Дворжак создаёт образы, типичные в целом для чеш. художеств. культуры, выражавшей нац.-освободит. устремления народа. Такие образы, помимо образов «Гимна», характерны для мн. его произв. — музыки к пьесам Ф. Шамберка «Йозеф Каетан Тыл», в к-рой звучат цитаты из песен «Где родина моя» Ф. Шкроупа (позднее — часть нац. гимна Чехословакии — апофеоз гимнич. коды) и «На том нашем дворе» (реминисценция из пьесы Тыла «Волынщик из Стракониц», где она служила символом возвращения на родину), «Гуситской увертюры», симф. поэмы «Богатырская песнь», патриотич. оратории «Святая Людмила». В 1884-96 Дворжак приезжал в Англию с авторскими концертами, в 1888 он встретился в Праге с П. И. Чайковским (с ним Дворжак состоял в переписке до самой его смерти), к-рый пригласил его на гастроли в Россию. Авторские концерты в Москве и Петербурге (1890), где Дворжак встречался со мн. выдающимися деятелями рус. культуры, имели для него важное значение. В 1880-е гг. имя Дворжак стало всемирно известным. Он занял ряд высоких постов как муз.-обществ. деятель и был удостоен мн. почётных званий. В 1891 Дворжак начинает педагогич. деятельность в Пражской консерватории. Среди его учеников — Й. Сук, О. Недбал, В. Новак. По инициативе Дворжака и его друга виолончелиста Г. Вигана был организован знаменитый «Чешский квартет» (в его репертуар в 1891-1933 вошли все квартеты чеш. и рус. композиторов). В 1892 Дворжак едет в США и по предложению амер. меценатки Ж. Тёрбер занимает пост директора и профессора консерватории в Нью-Йорке. Дворжак полностью перестроил её уч. работу. Знакомство с амер. жизнью и природой, путешествие по стране (1893) обогатили Дворжака свежими впечатлениями, к-рые он отразил в своей последней, наиболее зрелой и глубокой 9-й симфонии «Из Нового Света» (1-е исп. — Нью-Йорк, 1893). Сохранив нац. своеобразие музыки, Дворжак использовал в ней негр. и индейские мелодич. и ритмич. обороты. Будучи отчасти связана с «Песнью о Гайавате» (программной основой медленной части является сцена похорон Миннегаги, подруги Гайаваты), симфония Дворжака, как он сам подчеркнул, «остаётся настоящей чешской музыкой». В этой насыщенной драматизмом симфонии сильнее, чем в др. сочинениях, проявились столь характерные для творчества Дворжака в целом идея нац.-освободит, движения, темы борьбы чеш. народа, воспевание героев, павших за освобождение Чехии. В США Дворжак написал также неск. камерно-инстр. ансамблей (струн. квартет, квинтет), насыщенных элементами негр. и индейской нар. музыки, закончил кантату «Американский флаг» (исп. 1895), сонатину (для скрипки и фп.) для своих детей, а также концерт для виолончели с оркестром. Это произв., с его романтически распевной и патетически приподнятой 1-й частью, полной чувства грусти и любви медленной частью и энергичным финалом, наряду с 9-й симфонией относится к числу высших достижений Дворжака в области симфонизма. В 1895 Дворжак вернулся на родину. В 1901 он был назначен директором Пражской консерватории (объединившейся с Органной школой) и введён в верхнюю палату австр. парламента (Дворжак появился в нём лишь один раз).

В последнее десятилетие жизни Дворжак по-прежнему занят интенсивной композиторской, дирижёрской и педагогич. деятельностью. Обращаясь к традициям чеш. нац. культуры, он пишет симф. поэмы на сюжеты баллад из сб. К. Я. Эрбена «Букет». Поэма «Водяной» характеризуется красочностью гармонич. образов, близких к импрессионизму, «Полуденница» отличается концентрированностью развития и настроения; развёрнутая поэма-сказка «Золотая прялка» — своеобразным развитием принципа построения инстр. тем на основе ритмич. и мелодич. особенностей человеческой речи; «Голубок» впечатляет богатством звуковых находок (погребальный плач, свадебная сцена, крик лесного голубя) внутри единого стройного целого (1896, 1-е исп. — конец 1896, Лондон). За ними следует симф. поэма «Богатырская песнь» (1897), отличающаяся внешним блеском и мастерством формы (1-е исп. под управлением Г. Малера, 1898, Вена). Одновременно Дворжак работает над последними операми. В них наиболее отчётливо ощущается связь Дворжака со Сметаной, проявившаяся уже в «Хитром крестьянине» и в «Упрямцах» (пост. только через 7 лет), а также в последней ред. «Короля и угольщика». Во всех этих произв. доминирующее значение приобретают сцены из нар. жизни. Премьера «Хитрого крестьянина» в Вене (1885) вызвала античеш. демонстрации шовинистич. кругов, возмущённых тем, что сметливый чеш. крестьянин одерживает верх над австр. вельможей. В 1888 Дворжак создаёт одну из лучших своих опер — «Якобинец»; в ней даны яркие картины канторского быта, к интонац. основе к-рого восходит и вся музыка этого соч. Предыдущая опера Дворжак — «Димитрий» (1882), несмотря на умелое использование древнерус. хор. музыки, оказалась менее удачной, гл. обр. из-за многочисл. искажений в либр. историч. фактов, связанных с именем Самозванца. В 1898-99 Дворжак пишет красочную, насыщенную юмором нар.-фантастич. оперу «Чёрт и Кача» (по чеш. нар. сказке), затем «Русалку» (1900) — свою лучшую оперу, овеянную тонкой лирикой нар. сказочности, — поэтич. рассказ о неисполнимом желании, сочетающий образы природы со здоровым нар. юмором. Премьера «Русалки» сопровождалась громадным успехом (так же, как «Якобинца»). «Русалка» входит в репертуар чеш. муз. т-ра, а также и др. оперных т-ров мира, в т.ч. рус. Последнее произв. Дворжака — рыцарско-фантастич. опера «Армида» (1902-03) на либр. Я. Врхлицкого (сюжет одного из эпизодов поэмы «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо).

Вслед за Сметаной Дворжак развил нац. традиции и утвердил мировое значение чеш. муз. культуры. Музыка Дворжака отличается исключит. мелодич. богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки. Его произв. разных жанров (от опер и симфоний до песен и небольших инстр. пьес) характеризуются простым и ясным языком, муз. стройностью формы, основаны на органич. претворении типич. особенностей чеш. и словацкого нар.-песенного творчества и привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. Являясь (вслед за Б. Сметаной) основоположником чеш. нац. муз. классики, Дворжак отразил в своём творчестве картины чеш. природы и нар. быта (цикл из 6 фп. дуэтов «Из чешского леса», фп. пьесы «Поэтические картины»), сказочные нар.-поэтич. мотивы (опера «Чёрт и Кача», симф. поэмы на сюжеты чеш. нар. сказок и легенд и др.). Яркое нац. своеобразие, эмоциональное богатство и высокое мастерство сочетаются в творчестве Дворжака с жанровым многообразием.

Оперы Дворжака составляют основу чеш. нац. оперного репертуара. Однако значительно большую худож. ценность имеют его орк. и инстр. сочинения. Органически впитав нац. мелос и проявив исключит. ясность муз. мышления, высокое техническое мастерство инструменталиста, Дворжак своим симфоническим и инструментальным творчеством внёс большой вклад в мировую муз. культуру.

К 50-летию со дня смерти Дворжака (1954) в Чехословакии начата публикация полного собр. сочинений Д. (гл. ред. издания О. Шоурек; с 1956 — Ф. Бартош). В Праге существуют Дворжаковское об-во и музей его имени (с 1932, реконстр. в 1961), бессменно руководимый после смерти Шоурека К. Микисой; осн. также музеи Дворжака в ряде др. городов ЧССР, в т.ч. Музей Дворжака в Нелагозевесе, в доме, где родился композитор. Имя Дворжака присвоено одному из пражских струн. квартетов (1951).

Основные даты жизни и деятельности:

1841 — 8 IX. В семье Франтишека Д. в деревне Нелагозевес, близ Кралуп (в 30 км от Праги), родился сын Антонин.

1848 — Первые уроки игры на скрипке и пения у школьного учителя И. Шпица.

1849 — Участие в хоре деревенской церкви.

1850 — Игра на скрипке в сельском оркестре.

1853 — Окончание школы и отъезд в Злонице.

1854 — Начало занятий у А. Лимана.

1855-56 — Занятия в гор. нем. школе в г. Ческа-Каменице — Обучение ремеслу мясника.

1857 — Поездка в Прагу для продолжения муз. образования.

1857 — X. Поступление в пражскую Органную школу.

1858 — Участие в концертах оркестра Об-ва св. Цецилии под рук. А. Апта. — Окончание органной школы и поступление в ансамбль К.Комзака.

1860 — Начало преподавания музыки (частные уроки). Первое произв. — полька для небольшого оркестра.

1861 — Начало композиторской деятельности (струн. квинтет a-moll, op. 1; законч. осенью 1873).

1862 — Поступление в оркестр оперы Временного т-ра в Праге.

1866 — Общение с Б. Сметаной при работе во Временном т-ре.

1870 — Создание первой оперы — «Альфред».

1871 — Завершение 1-го варианта оперы «Король и угольщик» (не принята к постановке). — VII. Уход из оркестра Временного т-ра. — Первое публич. исп. произв. Д. (песни на сл. Э. Красногорской и К. Я. Эрбена для голоса и фп.).

1872 — 14 IV. Исп. под управлением Б. Сметаны увертюры к 1-му варианту оперы «Король и угольщик». — 12 X. Исп. квинтета для фп. и струнных.

1873 — Женитьба (17.XI) на А. Чермаковой, хористке Временного т-ра.

1874 — 29 III. Исп. симфонии B-dur. — 24 XI. Премьера 2-й ред. (новая музыка на то же либр.) «Короля и угольщика».

1876 — 18 III. Первое исп. квинтета G-dur (1-я пр. на конкурсе об-ва «Умелецкая беседа»). — 17 IV. Премьера оперы «Ванда».

1878 — 27 I. Премьера оперы «Хитрый крестьянин» (одновременно в 2 пражск. т-рах). — Рождение дочери Отилии (будущей жены Й. Сука). — 17 VI. Первый симф. авторский концерт Д. — XII. Поездка в Вену для знакомства с И. Брамсом и в Берлин к издателю Зимроку.

1879 — I. Поездка в Брно вместе с Л. Яначеком. — Весна. Сочинение квартета Es-dur («Славянский») по заказу Флорентийского квартета. — Лето. 1-й вариант концерта a-moll (посв. Й. Иоахиму). — Избрание пред. муз. отделения «Умелецкой беседы».

1880 — Поездка в Злонице, где Д. дирижирует концертом в честь А. Лимана (в связи с сооружением ему памятника).

1881 — Инструментовка 5 венг. танцев Брамса (NoNo 17-21) по заказу Зимрока. — 2 X. Премьера оперы «Упрямцы» в Новом чеш. т-ре в Праге.

1882 — II. Пост. в Праге пьесы «Йозеф Каетан Тыл» с музыкой Д. и большой увертюрой к ней «Моя родина». — 8 X. Премьера оперы «Димитрий» на сцене временного помещения Нового чеш. т-ра. — 24 X. Пост. «Хитрого крестьянина» в Дрездене, на сцене придв. оперы (в присутствии Д.).

1883 — Поездка в Гамбург на пост. оперы «Хитрый крестьянин». — Лето. Путешествие в Орлик, Прахатице и др. вместе с Л. Яначеком. — VII. Переработка партитуры оперы «Димитрий» (исключение сцены убийства Ксении Годуновой). — 18 XI. Исп. «Гуситской увертюры» на открытии восстановл. после пожара здания Нац. т-ра. — 20 XI. Премьера оперы «Димитрий» (2-я ред.) в Нац. т-ре.

1884 — III. Первая (из 9) поездка в Англию (с пианистом Й. Кааном). — 13 III. Авторские выступления Д. в качестве дирижёра в Лондоне с исп. оратории Stabat Mater с орк. лондонского Филармонич. об-ва (20 III). — IX. 2-я поездка в Англию на муз. фестиваль в Вустер (дирижирует Stabat Mater и 6-й симфонией).

1885 — III. Премьера «Свадебных рубашек» в г. Пльзень. — IV-V. Выступления в Лондоне в качестве дирижёра (1-е исп. 7-й симфонии d-moll и «Наследники Белой Горы»). — VI. Избрание Д. почётным чл. лондонского Филармонич. об-ва. — VIII. Выступления с оркестром на фестивале в Бирмингеме — 19 XI. Пост. в Вене оперы «Хитрый крестьянин» в присутствии Д. (резкая критика в австр. прессе).

1886 — 15 X. Дирижирование 1-м исп. оратории «Святая Людмила» на муз. фестивале в Лидсе. — XI. Дирижёрские выступления в авторских концертах в Бирмингеме (симфония D-dur) и в Лондоне (2 исп. «Святой Людмилы»).

1887 — 11 IX. Исп. мессы D-dur при освящении часовни в Лужанах.

1888 — II. Знакомство с П. И. Чайковским, прибывшим в Прагу с концертами. — IV. Первое исп. (Лондон) симфонии F-dur.

1889 — 14 I. Письмо Чайковскому с восторженной оценкой «Евгения Онегина». — 12 II. Премьера «Якобинца».

1890 — I-X. Работа над Реквиемом. Поездка (по приглашению Чайковского) в Россию, выступления с концертами в Москве (27 II) и Петербурге (10 III). — Избрание Д. чл. Чеш. академии наук и иск-в, а также почётным доктором философии Карлова ун-та в Праге.

1891 — I. Начало педагогич. деятельности в Пражской консерватории в качестве профессора композиции. — Поездка в Англию на церемонию присуждения звания почётного доктора музыки Кембриджского ун-та. — 15 VI. Дирижирование исп. Stabat Mater и симфонии G-dur. — X. Дирижирование (1-е исп.) Реквиемом на муз. фестивале в Бирмингеме. — Заключение договора с Ж. Тёрбер о работе в качестве директора Нац. консерватории в Нью-Йорке. — Торжеств. чествование Д. в Праге по случаю его 50-летия.

1892 — 28 IV. 1-е исп. увертюры «Среди природы». — Конц. поездка (39 концертов) по чеш. и моравским городам. — IX. Отъезд в США. — 9 X. Чешский концерт в «Сентрал-Турнферейн-холле» в Нью-Йорке. — 29-30 XI. Авторские концерты в Бостоне.

1893 — Поездка на отдых в местечко Спилвилл (чеш. поселение в сев.-зап. части штата Айова). — 12 VIII. Выступление с концертом на Всемирной выставке в Чикаго. — 16 XII. Успех 1-го исп. симфонии «Из Нового Света» под управлением А. Сайдла в зале «Карнеги-холл» (Нью-Йорк).

1894 — I. 1-е исп. квартета F-dur в Бостоне. — 12 I. 1-е исп. квинтета A-dur в Нью-Йорке. — 7 XI. Премьера оперы «Димитрий» (2-я ред.) в Нац. т-ре в Праге.

1895 — IV. Возвращение в Прагу. − 4 V. 1-е исп. кантаты «Американский флаг» (Нью-Йорк).

1896 — 4 I. Авторский симф. концерт в чеш. филармонии в Праге. — 19 III. 9-я, последняя, поездка в Англию; 1-е (авторское) исп. концерта для виолончели с оркестром. — 27 III. Поездка в Вену, встреча с Брамсом и А. Брукнером.

1897 — III. Поездка в Вену, последнее свидание с Брамсом. — 3-4 XII. 1-е исп. в Вене симф. поэм «Голубок» и «Богатырская песнь» (I 1898) под управлением Г. Малера.

1898 — 19 VI. Пост. в новой ред. оперы «Якобинец» в Нац. т-ре в Праге.

1899 — 23 XI. Премьера оперы «Чёрт и Кача». — 20 XII. Выступление в качестве дирижёра с симф. оркестром Будапештской филармонии.

1901 — 31 III. Премьера оперы «Русалка» в Нац. т-ре в Праге. — 14 V. Участие (единств. раз) в заседании Верхней палаты австр. парламента. Назначение Д. директором Пражской консерватории. — IX. Пост. опер на сцене Нац. т-ра к 60-летию Д. — 11 XI. Премьера оратории «Святая Людмила» на оперной сцене (в сценич. ред. В. Новотного).

1904 — 25 III. Премьера оперы «Армида» в Праге. − 1 V. Внезапная смерть (кровоизлияние в мозг).

Литература:

Бэлза И., Антонин Дворжак, М.-Л., 1949; его же, Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951; его же, Дворжак и русская музыка, "СМ", 1954, No 4; Киселёв М., А. Дворжак в России, "СМ", 1951, No 11, Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, Л., 1960; Дворжак в письмах и воспоминаниях (Сост. О. Шоурек, пер. с чеш., общая ред. и вступит. статья И. Бэлзы), М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей. Сост. и общая ред. Л. С. Гинзбурга, М., 1967; Гулинская З., Антонин Дворжак, М., 1973.

И. Ф. Бэлза
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

Список сочинений Дворжака
Симфоническое творчество Дворжака
Оперное творчество Дворжака
Камерно-инструментальное творчество Дворжака
Вокальное творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Новаторство Термины и понятия

Персоналии

Дворжак, Антонин 20.12.2010 в 22:32

рекомендуем

смотрите также

Хроматизм Термины и понятия
Demi, деми Балет и танец
Нонет Термины и понятия
Абонемент Термины и понятия
Металлофоны Музыкальные инструменты
Элевация Балет и танец
Камерная симфония Музыкальные жанры
Голосоведение Термины и понятия
Обращение темы Термины и понятия
Aplomb, апломб Балет и танец

Реклама