Антракт

Категории словаря

Антракт — это слово, составленное из французских entre (между) и acte (акт, действие), означает перерыв между действиями в спектакле, между отделениями концерта. Однако кроме таких антрактов, во время которых можно выйти из зала, обменяться впечатлениями, существуют еще музыкальные антракты. Они-то нас и интересуют.

Представьте себе, что вы находитесь на представлении оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Идет первая картина третьего акта. На сцене — площадь в Великом Китеже. Собравшийся на ней народ узнает страшную весть: на город надвигается татарская рать. Княжич Всеволод собирает дружину, чтобы выступить навстречу врагу. Опускается занавес. Однако оркестр не умолкает. Он рассказывает, что произошло дальше.

Настороженны и в то же время зловещи его звучания. Тихо, незаметно, словно издалека, возникает ритм бешеной скачки. Это мчатся татары, сметая все на пути. Все ближе они, все громче звучит дикая, зловещая тема… Но послышалась простая и раздольная мелодия — песня русской дружины. Вот уже все сплелось, смешалось в музыке: слышны сразу и неизменный ритм скачки, и русская песня, и татарская, старающаяся заглушить, «убить» ее… И слушатели понимают: это русская дружина столкнулась с татарским войском, закипела смертельная схватка.

Отчаянно бились русские, но татар было неисчислимо больше. Все дружинники остались на поле боя, все пали смертью храбрых, предпочтя гибель рабству. Не звучит больше раздольная песня, исчезает, распыляется четкий ритм, лишь отдельные, словно «усталые» обрывки татарской темы-«победительницы» сменяют один другого…

Снова открылся занавес. На сцене татарский стан. Эту вторую картину третьего акта оперы связал с предшествующей симфонический антракт «Сеча при Керженце».

А вот другой пример. Идет опера Ж. Бизе «Кармен». В ней каждое действие предваряется музыкальным антрактом. Антракт к третьему действию рисует покой и тишину дремлющих гор. Поднимается занавес, и перед зрителями горный пейзаж, тонко отраженный в только что прозвучавшей музыке. Антракт к четвертому акту, жизнерадостный, красочный, насыщенный энергичными ритмами, вводит в атмосферу народного праздника, на фоне которого происходит трагическая развязка оперы.

Л. В. Михеева


Это веселое и приятное слово, потому что оно означает отдых и разминку для всех (кроме буфетчиц, которые в это время интенсивно торгуют бутербродами, пирожными и лимонадом). Вторая часть слова — уже знакомый «акт», действие, часть спектакля или концерта, а первая — entre — означает «между». Вот и все.

Но есть и серьезное значение этого слова. Даже два. В XVIII веке между действиями серьезной оперы показывали небольшие развлекательные сцены. Их так и называли антрактами или интермедиями, что совершенно одно и то же, только антракт французское слово, а интермедия — латинское.

Позже, начиная с XIX века композиторы при необходимости вводили в оперный спектакль дополнительные номера — симфонические (иногда хоровые) антракты. Они звучали при спущенном занавесе перед спектаклем или между действиями, настраивая на характер событий, которые произойдут; либо сразу после действия, как бы эмоционально досказывая, комментируя то, что произошло. Это не частый прием, им пользуются преимущественно в трагедийных операх.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Неаккордовые звуки Теория музыки
Субдоминанта Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Шуман Роберт Биографии
Псалмодия Церковная музыка
Плагальная каденция Теория музыки
Труба Музыкальные инструменты
Молдавская музыка Национальные культуры
Чувашская музыка Национальные культуры
Боливийская музыка Национальные культуры
Вопленица Термины и понятия
Балет — история Музыкальные жанры и формы

Реклама