Фолия (португ. folia, букв. — безумие; нем. — Folia, итал. follia, франц. folie) — народный танец и танцевальная песня в трёхдольном метре португальского происхождения. Первые упоминания о фолии относятся к концу 15 в. Тогда она была карнавальным «потешным» танцем, подобным мореске. Его исполнители — мужчины, наряженные женщинами, — вели себя столь дико и шумно, что казались лишёнными рассудка (отсюда название танца). Сопровождалась Ф. кастаньетами, погремушками и др. инструментами, производящими шум. Нотные записи Ф. этого периода отсутствуют. Постепенно слагались мелодико-гармонич. формулы, служившие структурным каркасом Ф. (подобно аналогич. моделям в пассамеццо, бергамаске и романеске). Основанные на них произв. содержатся уже в издании «Cancionero musical de palacio» (ок. 1500), однако ещё под названием паваны, арии и т. д. Одну из таких моделей вместе с руководством к варьированию и образцами обработок приводит Д. Ортис в «Tratado de glosas…» (1553), также не называя её Ф.
Осн. значение в этой модели принадлежит басу; при сохранении общих очертаний он применяется в разл. вариантах — с пропуском начальной тоники, с нек-рыми интонац. отклонениями. Изредка трёхдольный метр уступает место двудольному. Первая дошедшая до нас мелодия, обозначенная как Ф., принадлежит С. Салинасу (1577).
Музыка ранних Ф. была быстрой и громкой, с явным преобладанием мажора. Со временем Ф. стала преим. минорной, её темп замедлился, в связи с чем она приблизилась к сарабанде.
Период наивысшей популярности Ф. приходится на кон. 16 — нач. 17 вв.; превратившись в пылкий танец любовного содержания, сопровождавшийся гитарой, она выходит за пределы Португалии и Испании и приобретает известность во Франции, Италии, Англии. В это время Ф. становится излюбленной темой для инстр. вариаций. Вслед за циклом И. И. Капсбергера (Libro primo d’invalatura di chitarrone, 1604) их появилось множество для разных инструментов: органа (Partita sopra l’Aria di Follia Дж. Фрескобальди, 1615), виолы да гамба (М. Маре, 1681), скрипки (М. Фаринелли, 1685, на ту же тему — А. Корелли, ор. 5 No 12, 1700), гитары (в гитарных книгах Р. Рибайаса, 1672, Г. Санса, 1674, 1697), клавесина (Ж. д’Англебер, 1689, А. Скарлатти). Позже, в 18–20 вв., композиторы обращаются в основном к т. н. Les Folies d’Espagne (иногда ошибочно приписываемой Корелли).
Её разрабатывали Дж. Перголези, А. Вивальди, Ж. Б. Люлли; И. С. Бах ввёл Ф. в кантату («Крестьянская кантата», BWV 212), А. Гретри, Л. Керубини, К. Нильсен — в оперу («Ревнивый влюблённый»; увертюра к «Португальскому отелю»; «Маскарад»), Ф. Лист создал на её основе виртуозную «Испанскую рапсодию» для фп., С. В. Рахманинов — глубоко трагичные фп. «Вариации на тему Корелли». Как и прежде, Ф. — одна из любимых тем у мастеров гитарной музыки (Ф. Сор, Фолия ор. 15, М. Понсе, «Вариации на Folia de Espana с фугой»).
Литература: Mоsеr A., Zur Genesis der Folies d’Espagne, «AfMw», 1919, Jahrg. 1, H. 3; Nettl P., Zwei spanische Ostinatothemen, «ZfMw», 1918/1919, Jahrg. 1, H. 12; Gоmbоsi O., Zur Fruhgeschichte der Folia, «Acta musicologica», 1936, v. 8, No 3–4; Ward L., The folia, в кн.: Internationale Gesellschaft fur Musikwissenschaft. 5. Kongress. Kongressbericht, Amst., 1953; Hudson R., The folia dance and the folia formula in 17 century guitar music, «Musica disciplina», 1971, v. 25; eго же, The folia, fedele and falsobordone, «MQ», 1972, v. 58, No 3; Seifert H., Spanische Tanze aus der Zeit um 1600, «ЦMz», 1975, Jahrg. 30, H. 4.
Т. С. Кюрегян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.