Форлана, фyрлана (франц. forlane, итал. forlana, англ. и испан. forlana, furlana, нем. Foriana, Frulana, Friauler), — итальянский народный танец в быстром темпе; музыкальные размеры 6/8, 6/4. Характерен пунктирный ритм, близкий ритму сицилианы или жиги, например:
Название форланы объясняется её происхождением из североитальянской провинции Фриули; некоторые исследователи, основываясь на известном сходстве форланы с коло, связывают её также с танцами южнослав. народов. Форлана была широко распространена в простонародной среде (в разл. источниках отмечается особая её популярность у венец. гондольеров). Исполнялась одной или двумя танцующими парами. Характер движений танцующих страстный, пылкий; для форланы типичен неуклонный рост динамики; по мере развёртывания танца возбуждение исполнителей растёт, и они приходят в экстатич. состояние. Танец сопровождается ансамблем музыкантов, где ведущая роль принадлежит мандолине и ударным инструментам (кастаньеты, бубен). Музыка форланы развивается из одного мотива, исступлённое звучание к-рого (как в тарантелле) завораживающе действует на танцоров. Первые письменные образцы форланы относятся к 16 в. (Phalese, Chorearum molliorum Collectanea, 1583); тогда форлана больше напоминала аллеманду и пассамеццо:
Форлана из Органной табулатуры Я. Пэхса.
В 17 в. форлана сближается с жигой, иногда обнаруживает мелодич. сходство с англ. контрдансами. В 18 в. форлана становится известной в Европе (её называют среди любимейших танцев Вены) и благодаря операм-балетам А. Кампра («Венецианский карнавал», «Галантная Европа») становится своего рода символом карнавальной Венеции (одна из сюит У. Корбетта для струн. инструментов, напр., заканчивается форлана «а la Veneziane»). Форлана встречается также в опере П. А. Монсиньи «Алина, королева голкондская», в балетах Муре, а также у Ж. Ф. Рамо, И. С. Баха, Г. Телемана, Ж. Ф. Куперена и др.
И. С. Бах. Форлана из сюиты для оркестра C-dur (BWV 1066).
Очень редко к форлане обращаются композиторы 19 и 20 вв. (А. Понкьелли в опере «Джоконда», М. Равель в фп. сюите «Гробница Куперена»), хотя Унгарелли и называет её среди «живых» танцев. В нач. 20 в. при поддержке папы римского была предпринята попытка возродить форлану взамен «скандального» танго; она не увенчалась успехом.
Литература: Вlasis С, Manuel complet de la danse, P., 1830; Ungarelli G., Le vecchie-danze italiane, Roma, 1894; Casellati G., Trombini G., Forlana, Venezia, 1914; Сaссialuri A., La forlane, P., 1914; Lach R., Zur Geschichte des Gesellschaftstanzes im 18. Jahrhundert, W., 1920; Merian W., Der Tanz in den deutschen Tabulaturbuchern, Lpz., 1927; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Nettl P., Le Forlane, «RM», 1940, t. 14; его же, The story of dance music, N. Y., 1947.
Т. С. Кюрегян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.