Violin Sonata (A-dur)
Сезар Франк, бельгиец немецких кровей, сформировавшийся как личность в Париже, стал крупной фигурой музыкальной культуры Франции второй половины XIX века. Франк открыл жанры инструментальной музыки, остававшиеся до той поры во Франции, где господствовала опера, на периферии внимания композиторов. Скрипичная соната входит в триаду камерных ансамблей, созданных композитором в последнее десятилетие жизни наряду с фортепианным квинтетом и струнным квартетом. Все три произведения признаны выдающимися образцами французской камерной музыки.
Рукопись сонаты Франк преподнес как свадебный подарок первому ее исполнителю, знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Соната Франка стала не только одним из любимых произведений Изаи, игравшего ее до конца своей исполнительской карьеры, но впоследствии и частью репертуара многих известных скрипачей.
Четырехчастная форма цикла, начинающегося с умеренно медленной части, напоминает о структуре баховских сонат. Обращение к речитативу (в третьей части) и полифоническим формам (главная тема финала представляет собой канон) также заставляет вспомнить о принципах барокко, но, конечно, эта соната принадлежит к позднеромантическому стилю, не в последнюю очередь за счет богатой хроматизированной гармонии. Первая же музыкальная мысль сонаты — красочный мажорный нонаккорд, звучанием которого Франк словно любуется, не спеша разрешать его в устойчивое созвучие — протягивает нить к будущим поискам в гармонии Дебюсси.
В сонате ярко проявился принцип «циклического тематизма», при котором цикл связан одним мотивом, который появляется во всех частях. Этот же принцип Франк применял и в своей симфонической музыке. Здесь таким элементом служит интонация восходящей терции, возникающая в самом начале первой части у фортепиано, а затем у скрипки.
Партия скрипки, одноголосная на всем протяжении сонаты, была впоследствии переложена для различных инструментов, в том числе для флейты. Переложение для виолончели, выполненное французским виолончелистом Жюлем Дельсаром, было одобрено самим Франком. Органичное звучание сонаты на виолончели позволяет воспринимать эту версию как равноценную оригиналу.
В. Хавров
Скрипичная соната Сезара Франка написана в 1886 году 63-летним композитором и посвящена его другу, всемирно известному скрипачу Эжену Изаи.
Рукопись сонаты была преподнесена Франком в качестве свадебного подарка. Первое исполнение сонаты состоялось в день свадьбы Изаи, 26 сентября 1886 года, после всего одной репетиции. «Ничто на свете не могло бы доставить мне большей чести и счастья. Это подарок не мне одному, а всему миру; чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения "папы Франка", еще непризнанного… Я сыграю вам эту сонату так, как я ее понимаю, и попытаюсь ее передать, как мне подскажет сердце…», – сказал Изаи о сонате перед исполнением. Позднее это сочинение вошло не только в камерный репертуар скрипачей, но также виолончелистов и кларнетистов.
Первая часть сонаты – светлая, идиллическая – изложена лаконично; лишь во второй теме прорывается столь свойственное Франку чувство страстного томления. Вторая часть богата разнообразными оттенками эмоций, но главенствует в ней взволнованное, мятущееся настроение. Третья часть – «Речитатив-фантазия» – драматургический центр сонаты. Сначала звучат пасторальные зовы из первой части, но характер их более напряженный и импровизационный; затем возникают две новые темы: первая – нежно-поэтичная и вторая – «размашистая», мужественно-устремленная. Музыка финала, написанного в форме рондо, излучает душевный покой и сердечное тепло.
А. Булычёва
Одним из наиболее известных сочинений Франка является скрипичная соната. Сильно впечатляет ее начало, предвосхищающее излюбленные музыкальные образы Дебюсси: в звучании пасторальных зовов образуется нонаккорд. Эти «зовы», которыми пронизана вся первая часть, возникают и во второй части (побочная партия), и в третьей (начальный речитатив); их отголоски слышны в финале (эпизод e-moll):
Лаконично изложена светлая, идиллическая первая часть; лишь во второй теме прорывается столь свойственное Франку чувство страстного томления. В отличие от «сонатинного» склада начальной части, изложение следующей — взволнованное, мятущееся, богатое разнообразными оттенками настроений — передано в конфликтной форме сонатного allegro.
Третья часть озаглавлена «Речитатив-фантазия». Это драматургический центр сонаты, от которого протягиваются тематические нити к финалу. Сначала (в «речитативе») звучат пасторальные зовы из первой части, но характер их более напряженный и импровизационный; затем возникают две новые чудесные темы: первая — нежно-поэтичная (dolcissimo espressivo) и вторая — «размашистая», мужественно-устремленная (dramatico).
Душевный покой, сердечное тепло излучает музыка финала, написанного в форме рондо. Мелодический рисунок главной темы прост — подобен народной песне, но сколько изобретательности вносит композитор в ее каноническое изложение: будто соревнуясь друг с другом, скрипка и фортепиано стремятся все более проникновенно пропеть эту прекрасную мелодию. В контрастирующих эпизодах проводятся обе темы предшествующей части; каждая из них — дважды. В коде финала утверждается радость ликования.
М. Друскин