Дариюс Мийо владеет искусством изображения в музыке движения народных масс. Его творчеству присущ также дар конкретно-зримой образности, особо проявившийся в жанрах симфонической музыки. Его Четвертая симфония (к столетию революции 1848 года, написана в 1947 году) продолжает традиции Траурно-триумфальной симфонии Берлиоза.
Первая часть («Восстание») начинается задорным плясовым наигрышем флейты. Полифонические тонально дифференцированные наслоения здесь прямо связаны с конкретизацией образов: в верхнем голосе — наигрыш флейты, в средних голосах — осложненная диссонантными прослойками гимническая тема, в нижних — жестко ритмизованная маршевость. Эти «слои» спорят, враждуют, противоборствуют.
Без перерыва вступает вторая часть («Памяти умерших за республику»), открывающаяся мрачным монологом контрабасов, который чередуется с щемящими фразами деревянных. К ним подключается новая линия — голос валторны.
Третья часть — веселое скерцо, изображающее радостный праздник Свободы.
Четвертая часть («Увековечение памяти 1848 года») — фуга, тема которой исполнена сдержанной энергии. В фугу последовательно включаются, усложняя ее ткань, реминисценции из третьей части, диссонирующие комплексы из второй и плясовой наигрыш из первой.
Г. Т. Филенко
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.