Ниязи

Дата рождения
20.08.1912
Дата смерти
02.08.1984
Профессия
Страна
СССР
Ниязи

Ниязи (настоящие фамили и имя — Таги-заде-Гаджибеков Ниязи Зульфугарович) (7 (20) VIII 1912, Тбилиси — 2 VIII 1984, Баку) — советский дирижёр, композитор, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1959). Член КПСС с 1942. Депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 4-8-го созывов. Сын композитора З. Гаджибекова.

В музыкальном воспитании Ниязи большую роль сыграл У. Гаджибеков. В 1926–31 учился в Музыкальном техникуме им. Гнесиных (Москва), Ленинградском Центральном музыкальном техникуме, Ереванской консерватории. В 1933–34 занимался в Бакинской консерватории под руководством Л. М. Рудольфа и С. Штрассера. На развитие дирижёрского искусства Ниязи оказали влияние А. В. Павлов-Арбенин, Л. П. Штейнберг, а также Н. С. Голованов, А. В. Гаук, О. Фрид и др.

С 1938 (с перерывами) художественный руководитель и главный дирижёр Азербайджанского симфонического оркестра им. У. Гаджибекова. В 1937–48 дирижёр, в 1951–52, 1958–59 главный дирижёр, в 1961–65 директор, художественный руководитель и главный дирижёр Азербайджанского театра оперы и балета им. M. Ф. Ахундова. В 1961 главный дирижёр Ленинградского театра оперы и балета. Был художественным руководителем праздников песни, фестивалей, декад и смотров музыкального искусства Азербайджанской ССР.

Талантливый интерпретатор лучших образцов русской, зарубежной, советской классики. Под управлением Ниязи впервые исполнены многие произведения азербайджанских композиторов, в т. ч. симфоническая поэма «Лейли и Меджнун» (1947), 2-я сюита из балета «Тропою грома» (1967) Караева, симфония «Памяти Ленина» Гаджиева (1971), оперы «Нергиз» Магомаева (1938) и «Севиль» Амирова (1953), балет «Легенда о любви» Меликова (1962) и др. Ниязи участвовал в постановке оперы «Кёр-оглы» У. Гаджибекова (1937), балетов «Семь красавиц» (1959) и «Тропою грома» (1960) Караева, и др.

Автор музыкальных произведений различных жанров; наиболее известны: лирико-романтическая опера «Хосров и Ширин», балет «Читра», симфонический мугам «Раст». Сталинские премии (1951, 1952), Государственная премия Азербайджанской ССР им. У. Гаджибекова (1967), премия им. Дж. Неру (1974).

Сочинения: опера — Хосров и Ширин (по мотивам поэмы Низами, 1942, Азерб. т-р оперы и балета), опера-кантата — В 1920 году (1940); балет — Читра (по мотивам поэмы Р. Тагора, 1961, Куйбышевский т-р оперы и балета; новая ред. 1972, Азерб. т-р оперы и балета; для орк. — Закатальская сюита (1934), танцевальная пьеса Лезгинка (1939), симфонические пьесы В бою, Воспоминание (1944), симфонический мугам Раст (1949), концертный вальс (1954); песни, обработки народных песен, музыка к спектаклям драм. театра и фильмам; редакции — 1-го акта оперы «Нергиз» Магомаева, оперы «Ашуг-Гариб» З. Гаджибекова, музыкальной комедии «Аршин мал алан» У. Гаджибекова.

Литература: Карагичева Л., Народный артист Азербайджанской ССР композитор Ниязи, М., 1959; Абасова Э., Ниязи, Баку, 1965; Керимов С., Художник удивительного таланта, (Баку, 1972).

А. З. Таги-заде
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Ниязи

Еще каких-нибудь полвека тому назад не только в Европе, но и в России мало кто слышал о музыке Азербайджана. А сегодня эта республика по праву гордится своей музыкальной культурой. Важная роль в ее становлении принадлежит Ниязи — композитору и дирижеру.

Будущий артист рос в музыкальной атмосфере. Он слушал, как его дядя, знаменитый Узеир Гаджибеков, играл народные мелодии, черпая в них источник вдохновения; затаив дыхание, следил за работой своего отца, тоже композитора, Зульфугара Гаджибекова; живя в Тбилиси, он часто бывал в театре, на концертах.

Юноша учился игре на скрипке, а потом поехал в Москву, где изучал композицию в Музыкально-педагогическом техникуме имени Гнесиных у М. Гнесина (1926—1930). Позднее его педагогами в Ленинграде, Ереване, Баку были Г. Попов, П. Рязанов, А. Степанов, Л. Рудольф.

В середине тридцатых годов началась артистическая деятельность Ниязи, ставшего, по существу, первым профессиональным азербайджанским дирижером. Он выступал в разнообразных амплуа — с оркестрами Бакинской оперы и радио, Союза нефтяников и был даже художественным руководителем Азербайджанской эстрады. Позднее, уже во время Великой Отечественной войны, Ниязи возглавлял ансамбль песни и пляски Бакинского гарнизона.

Значительной вехой в жизни музыканта стал 1938 год. Выступив во время декады азербайджанского искусства и литературы в Москве, где он дирижировал оперой М. Магомаева «Нергиз» и заключительным торжественным концертом, Ниязи снискал широкое признание. По возвращении домой дирижер, совместно с Н. Аносовым, принял активное участие в создании республиканского симфонического оркестра, которому позднее было присвоено имя Уз. Гаджибекова. В 1948 году Ниязи стал художественным руководителем и главным дирижером нового коллектива. До этого он принял участие в смотре молодых дирижеров в Ленинграде (1946), где разделил четвертое место с И. Гусманом. Выступления на концертной эстраде Ниязи постоянно совмещал с работой в Театре оперы и балета имени М. Ф. Ахундова (с 1958 года являлся его главным дирижером).

Все эти годы слушатели знакомились также с произведениями Ниязи-композитора, которые часто звучали под управлением автора наряду с сочинениями друпих азербайджанских композиторов Уз. Гаджибекова, М. Магомаева, А. Зейналлы, К. Караева, Ф. Амирова, Дж. Гаджиева, С. Гаджибекова, Дж. Джангирова, Р. Гаджиева, А. Меликова и других. Недаром Д. Шостакович заметил однажды: «Азербайджанская музыка успешно развивается еще и потому, что в Азербайджане есть такой неутомимый пропагандист советской музыки, каким является талантливый Ниязи». Широк и классический репертуар артиста. Особо следует подчеркнуть, что многие русские оперы впервые были поставлены в Азербайджане под его управлением.

С мастерством Ниязи хорошо знакомы слушатели большинства крупнейших городов Советского Союза. Он, пожалуй, одним из первых дирижеров советского Востока снискал и широкую международную известность. Во многих странах знают его и как симфонического и как оперного дирижера. Достаточно отметить, что ему выпала честь выступать в лондонском «Ковент-Гардене» и парижской «Гранд-Опера», Пражском народном театре и Венгерской государственной опере...

Литература: Л. Карагичева. Ниязи. М., 1959; Э. Абасова. Ниязи. Баку, 1965.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Бедржих Сметана Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама