Пианизм

Категории словаря

Пианизм (от итал. piano, сокр. от pianoforte или fortepiano — фортепиано) — искусство игры на фортепиано. Зарождение пианизма относится ко 2-й половине 18 в., когда начали складываться две школы пианизма, господствовавшие и в начале 19 в., — венская (В. А. Моцарт и его ученик И. Гуммель, Л. Бетховен, позднее К. Черни и их ученики, в т. ч. 3. Тальберг) и лондонская (М. Клементи и его ученики, в т. ч. Дж. Филд).

Расцвет пианизма связан с исполнительской деятельностью Ф. Шопена и Ф. Листа. В пианизме 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. выдвинулись представители школ Листа (X. Бюлов, К. Таузиг, А. Рейзенауэр, Э. д’Альбер и др.) и Т. Лешетицкого (И. Падеревский, А. Н. Есипова и др.), а также Ф. Бузони, Л. Годовский, И. Гофман, позднее А. Корто, А. Шнабель, В. Гизекинг, B. С. Горовиц, А. Бенедетти Микельанджели, Г. Гулд и др.

Возникшая на рубеже 19-20 вв. т. н. анатомо-физиологическая школа пианизма оказала некоторое влияние на развитие теории пианизма (труды Л. Деппе, Р. Брейтхаупта, Ф. Штейнхаузена и др.), однако большого практического значения она не имела.

Выдающаяся роль в пианизме послелистовского периода принадлежит русским пианистам (А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, Есипова, С. В. Рахманинов) и двум советским школам — московской (К. Н. Игумнов, A. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз и их ученики Л. Н. Оборин, Г. Р. Гинзбург, Я. В. Флиер, Я. И. Зак, C. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс и др.) и ленинградской (Л. В. Николаев и его ученики М. В. Юдина, B. В. Софроницкий и др.). Продолжая и развивая на новой основе реалистические традиции крупных представителей русского пианизма кон. 19 — нач. 20 вв., лучшие советские пианисты сочетали в своей игре правдивую и содержательную передачу авторского замысла с высоким техническим мастерством. Достижения советского пианизма принесли мировое признание отечественной пианистической школе. Многие советские пианисты получили премии (в т. ч. первые) на международных конкурсах. В отечественных консерваториях с 1930-х гг. ведутся специальные курсы по истории, теории и методике пианизма.

Литература: Геника Р., История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы, ч. 1, М., 1896; его же, Из летописей фортепиано, СПБ, 1905; Коган Г., Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948; Мастера советской пианистической школы. Очерки под ред. А. Николаева, М., 1954; Алексеев A., Русские пианисты, М.-Л., 1948; его же, История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67; Рабинович Д., Портреты пианистов, М., 1962, 1970; Marmотtel A. Fr., Les pianistes celebres, P., 1878; Вie O., Das Klavier und seine Meister, Munch., 1898, 1921; Rapin E., Histoire du piano et des pianistes, Lausanne — P., 1904, Bologna, 1969; Niemann W., Meister des Klaviers, В., 1919, 1921; Вrower H., Modern masters of the keyboard, Preeport, N. Y., 1926, 1969; Brook D., Masters of the keyboard, L., 1946, Westport (Conn.), 1971; Casella A., Il pianoforte, Mil., 1954; Loesser A., Men, women and pianos, N. Y., 1954; Schonberg H., The great pianists, N. Y., 1963; Range H. P., Die Konzert-Pianisten der Gegenwart, Lahr-Schwarzwald, 1964; Kaiser J., Grosse Pianisten in unserer Zeit, Munch., 1965; Сhapin v. , Giants of the keyboard, Phil.-N. Y., 1967.

Г. M. Коган
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Звукоряд Теория музыки
Псалтирь Церковная музыка

Публикации

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Терция Теория музыки
Акт, действие Опера, вокал, пение
Пентатоника Теория музыки
Джаз Термины и понятия
Симфонический танец Балет и танец
Фраза Теория музыки
En dehors, ан деор Балет и танец
Дудка Национальные культуры
Сериальность, сериализм Термины и понятия
Лиссабон музыкальный Национальные культуры

Реклама