Игнац Иосиф Плейель

Дата рождения
18.06.1757
Дата смерти
14.11.1831
Профессия
Страна
Франция
Игнац Иосиф Плейель

Плейель, Игнац Иосиф (нем. Ignaz Joseph Pleyel; 18 VI 1757, Руппертсталь, близ Вены — 14 XI 1831, близ Парижа) — основатель французской фабрики «Плейель», композитор, музыкальный издатель. По национальности австриец.

Учился игре на фортепиано и скрипке у Я. Б. Ваньхаля, композиции — у Й. Гайдна в Вене (1772–77). Совершенствовался в Италии, общался с известными итальянскими певцами и композиторами, в т. ч. Д. Чимарозой, Дж. Паизиелло, Г. Пуньяни. С 1783 служил капельмейстером собора в Страсбурге. В 1791–92 дирижировал в Лондоне симфоническим оркестром музыкального общества «Профессиональные концерты» (исполнял и собственные симфонии).

Получили известность его произведения, явившиеся откликом на революционные события во Франции, — «Гимн Свободе» («Hymne a la Liberte», на сл. Руже де Лилля, 1791), одна из тем которого сходна с началом финала 5-й симфонии Л. Бетховена, и программная симфония «Революция 10 августа (1792), или Аллегорический набат» («La revolution du 10 Août, ou Le tocsin allegorique», 1793) — монументальное сочинение для хора, оркестра и 7 колоколов (в нём использованы популярные французские революционные песни).

С 1795 Плейель жил в Париже, основал музыкальное издательство, затем фортепианную фабрику (1807; одна из лучших современных французских фирм), одновременно писал музыку. Из-за коммерческого успеха постепенно отошёл от композиторского творчества. Произведения Плейеля, популярные в его время (гл. образом инструментальные), отличающиеся красотой мелодий, элегантностью, по стилю близки к сочинениям Й. Гайдна. Наиболее известны струнные квартеты (В. А. Моцарт дал высокую оценку квартетам Плейеля op. 2, посв. Гайдну). Написал инструктивное сочинение о фортепианной игре (совместно с Я. Л. Дусиком).

Сочинения: оперы — Фея Ургела (Die Fee Urgиle, 1776, Вена), Ифигения в Авлиде (1785, Неаполь); балет-пантомима — Суд Париса (Le Jugement de Paris, совм. с Й. Гайдном и Э. Мегюлем, 1793, Париж); для оркестра — 29 симфоний, 5 концертных симфоний, серенады; концерты (с оркестром) — для фортепиано, для скрипки, для альта, для виолончели; камерно-инструментальные ансамбли — дуэты, трио, 45 струнных квартетов, 6 квартетов с флейтой, струнные квинтеты, струнные секстеты, септет для струнных, 2 валторн и контрабаса; для фортепиано — 12 сонат и др. пьесы; песни.

Литературные сочинения: Nouvelle methode de pianoforte, contenant les principles du doigte, P., 1797 (совм. с Dussek).

Литература: Tiersоt J., Les tetes et les chants de la revolution francaise, P., 1908 (рус. пер. — Tьeрсо Ж., Песни и празднества Французской революции, М., 1933); Radiguer H., Histoire de la musique, в кн.: Encyclopedie de la musique et dictionnaire du conservatoire, fondateur A. Lavignac, 1 pt. (v. 3), P., 1914 (рус. пер. — Радиге A., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, М., 1934); Кlingenbeсk J., I. Pleyel, sein Leben und seine Kompositionen fur Streichquartett, Munch., 1928 (Diss.); eго жe, I. Pleyel. Komponist, Verleger, Klavier-Fabrikant, в кн.: Neue Zeitschrift fur Musik, Mainz, 1957; eго же, I. Pleyel und die Marseillaise, «StMw», 1960, Bd 24; Saint-Foix G. de, La correspondance de Boccherini avec I. Pleyel, «Revue de musicologie», 1930, t. 114; Smith R. R., The Periodical symphonies of I. Pleyeis, v. 1–2, N. Y., 1968 (Diss.).

А. Я. Ортенберг
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама