Припев

Категории словаря

Припев — вторая часть куплетной песни типа «запев — припев». В отличие от запева, текст которого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Как правило, за сольным запевом следует хор. припев; возможно исполнение запева и припева только хором или только солистом. Однако типическое соотношение «соло-хор» наложило отпечаток на само строение П. — его обычно отличают бульшая простота напева, бульшая ритмич. чёткость. Нередко отмечается преобладание индивидуализированного, «личного» начала в запеве и обобщённого в П. Часто текст П. представляет собой выражение общей идеи, лозунг, обращение, особенно в революц. и массовых песнях; в этом случае мелодии свойственны черты декламационности, в ней используются интонации клича, призыва. П. выделяет неизменность текста, превращающая его в смысловой центр произведения. Во мн. случаях П. повторяется, что придаёт ему особую весомость. Соотношение «запев — припев» переносится и в инстр. музыку — возникает 2-частная форма, 2-я часть к-рой нередко также повторяется. П. как нечто неизменное, устойчивое становится постоянно повторяемой темой, рефреном. В итоге возникает рондо или рондообразная форма, а в др. случаях — лейттематизм (см. Лейтмотив).

Литература: Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 172; Головинский Г., Куплетная, вариационная форма и форма рондо, М., 1962.

В. П. Бобровский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Клавесин Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Разрешение Теория музыки
Латиноамериканская музыка Национальные культуры
Увеличенный лад Теория музыки
Секстаккорд Теория музыки
Гимн Музыкальные жанры и формы
Tempo rubato, тeмпо рубaто Теория музыки
Кишинёв музыкальный Национальные культуры
Аннотация (музыка) Термины и понятия
Сигнальная музыка Термины и понятия
Зона (музыка) Теория музыки

Реклама