
Рахлин Натан Григорьевич (28 XII 1905 (10 I 1906), Сновск, ныне г. Щорс Черниговской обл. — 28 VI 1979, Казань) — советский дирижёр. Народный артист СССР (1948). Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Член КПСС с 1947.
В юности трубач-сигналист в бригаде Г. И. Котовского; позднее участник духового оркестра Высшей военной школы в Киеве. В 1923–27 занимался в Киевской консерватории (класс скрипки), в 1930 окончил Музыкально-драматический институт им. Н. В. Лысенко, где учился в классе дирижирования у В. Бердяева и А. И. Орлова. В 1931–35 заочно обучался музыкально-теоретическим предметам и композиции у М. О. Штейнберга (Ленинград).
Был дирижёром первого симфонического оркестра на Радио в Харькове (1932–34) и художественным руководителем и главным дирижёром симфонического оркестра в Донецке (1934–37). В 1938 получил 2-ю премию на 1-м Всесоюзном конкурсе дирижёров. В 1937–41 и в 1946–62 возглавлял Государственный симфонический оркестр УССР, в 1941–45 — Государственный симфонический оркестр СССР. С 1966 художественный руководитель и главный дирижёр созданного им в Казани Государственного симфонического оркестра Татарской АССР.
Для исполнительского творчества Рахлина — крупнейшего советского дирижёра, характерны ярко выраженное импровизационное начало, импульсивный темперамент, артистичность. К числу высших достижений относятся интерпретации «Пассакалии» Баха — Гедике, ряда произведений Л. Бетховена (9-я симфония), Г. Берлиоза («Фантастическая симфония»), П. И. Чайковского (6-я симфония, симфония «Манфред», фантазия «Франческа да Римини»). В репертуаре Рахлина важное место принадлежит сочинениям советских композиторов: Н. Я. Мясковского, Р. М. Глиэра, Ю. А. Шапорина, Д. Д. Шостаковича (11-я симфония, первое исполнение), Д. Б. Кабалевского, Т. Н. Хренникова, Ю. В. Свиридова, В. И. Мурадели, Я. А. Иванова и др.
Рахлин — первый исполнитель многих оркестровых сочинений украинских советских авторов (Б. Н. Лятошинского, К. Ф. Данькевича, Г. И. Майбороды, В. Б. Гомоляки, Г. П. Таранова), а также татарских композиторов, в т. ч. Н. Г. Жиганова, А. З. Монасыпова, А. Б. Луппова. В 1946–66 профессор Киевской, с 1967 — Казанской консерваторий. Сталинская премия (1952).
Литература: Юдин Г., Украинские дирижеры, «СМ», 1951, No 8; Гозенпуд М., Натан Рахлин, там же, 1956, No 5; Современные дирижеры, сост. Л. Григорьев, Я. Платек, М., 1969.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
«Однажды вечером пошел я с товарищами в городской сад. В раковине играл оркестр киевской оперы. Первый раз в жизни услышал я звучание симфонического оркестра, увидел инструменты, о существовании которых даже не подозревал. Когда заиграли «Прелюды» Листа и начала свое соло валторна, мне показалось, что земля уходит из-под ног. Наверное, с той самой минуты и стал я мечтать о профессии дирижера симфонического оркестра».
Рахлину было тогда пятнадцать лет. К этому времени он уже мог считать себя музыкантом. В родном городишке Сновске, на Черниговщине, он начал свою «концертную деятельность», играя в кино на скрипке, а в тринадцать лет стал трубачом-сигналистом в бригаде Г. Котовского. Затем юный музыкант был участником духового оркестра Высшей военной школы в Киеве. В 1923 году его направили в Киевскую консерваторию изучать игру на скрипке. Между тем мечта о дирижировании не покидала Рахлина, и вот он уже учится на дирижерском факультете Музыкально-драматического института имени Н. В. Лысенко под руководством В. Бердяева и А. Орлова.
После окончания института (1930) Рахлин работает с оркестрами Киевского и Харьковского радио, с Донецким симфоническим оркестром (1928—1937), а в 1937 году становится во главе симфонического оркестра УССР.
На Всесоюзном конкурсе (1938) ему вместе с А. Мелик-Пашаевым присуждают вторую премию. Вскоре Рахлин выдвигается в число ведущих советских дирижеров. Во время Великой Отечественной войны он возглавляет Государственный симфонический оркестр Союза ССР (1941—1944), а после освобождения Украины в течение двух десятилетий руководит республиканским оркестром. Наконец, в 1966—1967 годах Рахлин организовал и возглавил Казанский симфонический оркестр.
Все это время дирижер много концертировал в нашей стране и за рубежом. Каждое выступление Рахлина несет любителям музыки радостные открытия, большие эстетические переживания. Потому что Рахлин, уже достигнув всеобщего признания, неустанно продолжает творческие поиски, находя свежие решения и в тех произведениях, которыми он дирижирует десятки лет.
Характеристику исполнительского облика артиста дает известный советский виолончелист Г. Цомык, неоднократно принимавший участие в концертах дирижера: «Рахлина можно смело назвать дирижером-импровизатором. Найденное на репетиции — это для Рахлина только эскиз. Дирижер буквально расцветает на концерте. Вдохновение большого артиста дает ему новые и новые краски, порой неожиданные не только для артистов оркестра, но даже и для самого дирижера. В исполнительском замысле эти находки были подготовлены на репетициях. Но их особая прелесть в том «чуть-чуть», которое рождается в совместном творчестве дирижера и оркестра здесь же, в зале, перед слушателями».
Рахлин является великолепным интерпретатором самых разнообразных произведений. Но и среди них выделяются его прочтения «Пассакалии» Баха — Гедике, Девятой симфонии Бетховена, Фантастической симфонии Берлиоза, симфонических поэм Листа и Р. Штрауса, Шестой симфонии, «Манфреда», «Франчески да Римини» Чайковского. Он постоянно включает в программы и сочинения советских композиторов — Н. Мясковского, Р. Глиэра, Ю. Шапорина, Д. Шостаковича (первое иополнение Одиннадцатой симфонии), Д. Кабалевского, Т. Хренникова, В. Мурадели, Я. Иванова и других.
На посту главного дирижера симфонического оркестра Украины Рахлин многое сделал для популяризации творчества композиторов республики. Он впервые вынес на суд слушателей сочинения видных композиторов — Б. Лятошинского, К. Данькевича, Г. Майбороды, В. Гомоляки, Г. Таранова, а также молодых авторов. Последний факт отмечал Д. Шостакович: «Нас, советских композиторов, особенно радует любовное отношение Н. Рахлина к молодым творцам музыки, многие из них с благодарностью принимали и принимают его ценные советы во время работы над симфоническими произведениями».
Педагогическая деятельность профессора Н. Рахлина связана с Киевской консерваторией. Здесь он воспитал многих украинских дирижеров.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.