Когда дирижеры были великими...

В Казани отпраздновали 100-летие Натана Рахлина

Имя Натана Рахлина вписано золотыми буквами в историю нашей музыкальной культуры. Этот дирижер принадлежал к той плеяде выдающихся артистов прошлого столетия, которыми, пусть они и не были широко известны на Западе, по праву гордится Россия, — Н.Голованов, А.Мелик-Пашаев, К.Элиасберг, Н.Рахлин. Однако насколько хорошо нынешнее поколение знает их творческие достижения, их записи? Вопрос не праздный, поскольку фонографическое наследие в основном сосредоточено в архивах Радиокомитета и на старых виниловых пластинках. Их звучание в редких трансляциях на Радиостанции «Орфей» (спасибо и за это) вряд ли можно считать достаточной пропагандой деятельности столь значительных музыкантов.

И все же ситуация, будем надеяться, потихоньку меняется. В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Натана Григорьевича Рахлина, дата широко отмечалась в Казани — в городе, где дирижер прожил и проработал последние 13 лет, где создал буквально «с нуля» отличный симфонический оркестр. Чествование, организованное Филармонией Татарстана, вошло в список мероприятий 2006 года, объявленного в республике Годом литературы и искусства. Масштабный музыкальный фестиваль продлился три дня, вместив концерты и конференцию.

На открытие фестиваля съехалось немало гостей, и оказалось, что хотя после смерти Рахлина в 1979 году прошло немало лет, многие помнят маэстро, его искусство, моменты общения с ним. По словам пианиста Николая Петрова, выступавшего солистом в программах Рахлина не только в Казани, но и в Куйбышеве, Смоленске, Москве, «Рахлин был великим музыкантом, нестандартно талантливым, имевшим свое видение музыки, свои творческие принципы». Выступавший на открытии известный музыковед Георгий Кантор — многолетний друг Рахлина — блестяще рассказывал, как дирижер умел зажечь оркестр. Рахлин был одарен необыкновенным импровизаторским талантом, мог абсолютно поменять концепцию исполнения произведения на сцене, но, оставаясь высочайшим профессионалом, вел за собой оркестр, подчиняя его во всем.

Свою артистическую историю общения с Натаном Григорьевичем имели и пианист Алексей Наседкин, и музыковед Жанна Дозорцева, приглашенные участвовать в фестивальных торжествах. Василий Лановой представил оригинальную музыкально-литературную композицию «Из воспоминаний и писем Глинки» — такие программы были очень популярны при жизни маэстро. Неслучаен был и выбор дирижеров — Федор Глущенко, который провел первый концерт, знал Рахлина в период его работы в качестве главы Украинского Госоркестра, а Вадим Венедиктов является прямым учеником мастера. Естественно, что столь же продуман был выбор сочинений, звучавших в эти дни. К вершинным достижениям Рахлина относятся и Шестая симфония, и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.Чайковского, и музыка западных романтиков — Листа, Берлиоза, вошедшие в программы фестиваля. Известно, что Рахлин делал свои редакции целого ряда партитур, как классических, так и современных ему композиторов. Некогда в его редакции была исполнена Симфония «Сабантуй» — классика татарской музыки Н.Жиганова. На закрытии, словно подхватывая эстафету, свою версию сочинения предложил нынешний главный дирижер Госоркестра Татарстана Фуат Мансуров. Таким образом, Первый музыкальный фестиваль имени Рахлина был действительно овеян духом легендарного артиста, ощущалась некая особая аура его незримого присутствия.

Красивую идею юбилея задумала и воплотила в жизнь команда настоящих энтузиастов из Татарской государственной филармонии имени Г.Тукая во главе с генеральным директором Кадимом Наруллиным. По горячим следам фестиваля, все концерты которого собирали полные залы и вызвали действительно большой интерес публики, филармония решила сделать Музыкальный смотр имени Рахлина ежегодным. Пожалуй, единственным серьезным препятствием для осуществлениях этих планов, по словам К.Наруллина, может стать отсутствие у филармонии собственной концертной площадки. Для своих мероприятий филармония каждый раз арендует красивый современный Концертный зал имени Сайдашева, являющийся самостоятельной организацией. И нередко случается так, что приходится отказываться от возможности пригласить того или иного крупного артиста, поскольку зал, оказывается, уже занят. Хотя в распоряжение филармонии был недавно передан зал местного Дома культуры, но для симфонических концертов он совершенно непригоден — всего 550 мест, нет никакой акустики, интерьера. Думается, что одна из старейших филармоний России, отмечающая в следующем году свое 70-летие, вправе претендовать на помощь от правительства в постройке нового современного концертного комплекса.

Между прочим, отсутствие собственного концертного помещения сказывается и на условиях жизни симфонического оркестра, не имеющего нормальной репетиционной базы. Тем не менее впечатление от выступления коллектива осталось самое благоприятное. Прежде всего от той заинтересованности, увлеченности, с которыми музыканты относятся к исполняемой ими музыке. Великолепно прозвучала на открытии Шестая симфония Чайковского под управлением Федора Глущенко. Отлично справилась со всеми сложностями партитуры медная духовая группа, сочным, насыщенным тембром обладают струнные. В оркестре сейчас играют преимущественно молодые музыканты — выпускники Казанской консерватории, и очевидно, что уровень их подготовки весьма высок. А торжественную ноту всему фестивалю задал Пятый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена, где солировал Николай Петров. Энергетика крайних частей, где ярко, парадно предстали и рояль, и оркестр, контрастировала тихому, почти интимному звучанию медленной части. Ясная концепция сочинения, где музыканты подчеркнули героический, «императорский» характер произведения, и в то же время нашли моменты для лирического отдохновения, полностью соответствовала партитуре Бетховена, так что концерт слушался с живым, неослабевающим вниманием. Это ощущение праздника сопутствовало далее всему фестивалю, ставшему действительно значительным культурным событием, достойным имени выдающегося дирижера Натана Рахлина.

Евгения Кривицкая

реклама