Dezső Ránki
В «новой волне» венгерского пианистического искусства, поднявшейся на концертном горизонте в начале 70-х годов. Деже Ранки может по праву считаться лидером. Он раньше других обратил на себя внимание, первым снискал лавры концертанта, а затем и высокие отличия своей страны. Его творческая биография с самого начала складывалась на редкость удачно. С восьми лет он был учеником специальной музыкальной школы в Будапеште, в 13 поступил в консерваторию, в класс педагога Миклошнэ Матэ, в 18 стал студентом Музыкальной академии им. Листа, где занимался под руководством выдающихся мастеров — Пала Кадоши и Ференца Радоша, а сразу после завершения академии (1973) получил здесь собственный класс. Позже Ранки еще совершенствовался в Цюрихе у Г. Анды.
За годы учебы Ранки трижды принимал участие в Национальных конкурсах учащихся средних музыкальных школ (консерваторий) и трижды становился победителем. А в 1969 году он получил первую премию на Международном конкурсе имени Р. Шумана в Цвиккау (ГДР). Но не эта победа принесла ему настоящую известность — резонанс Шумановского конкурса в Европе сравнительно невелик. Переломным в биографии артиста стал следующий — 1970 год. В феврале он с успехом выступал в Берлине, в марте впервые играл с оркестром в Будапеште (исполнялся соль-мажорный Концерт Моцарта), в апреле дебютировал в Париже, а в мае совершил большое турне по Италии, включавшее концерты в крупнейших залах Рима и Милана. О молодом венгре заговорила публика, его имя пестрело на страницах газет, и начиная со следующего сезона он стал заметным действующим лицом мировой концертной жизни.
Столь быстрым взлетом Ранки был обязан редкой гармоничности своего таланта, артистической свободе, которая дала основание критикам называть его «прирожденным пианистом». Все дается ему легко, его дарование оказывается с одинаковой естественностью «приложимо» к любой сфере обширного репертуара, хотя, по мнению самого артиста, ему ближе всего, пожалуй, вдохновенный мир романтиков.
Характерны в этом отношении не только его весьма разнообразные концертные программы, но и пластинки, которых Ранки успел немало наиграть за минувшее десятилетие. Среди них выделяются в первую очередь солидные монографические альбомы, не раз отмечавшиеся международными отличиями. Первый же его альбом — шопеновский — получил «Гран-при» Французской академии грампластинки в 1972 году; позже высокой оценки удостаивались его записи произведений Бартока (особенно «Детского альбома»), Гайдна (поздние сонаты), Шумана, Листа. И каждый раз рецензенты отмечают прежде всего именно тонкость передачи музыки, чувство стиля, поэтичность, а также гармоничность интерпретации, отличающую его от друга и соперника Золтана Кочиша.
В этом плане интересны два отзыва, отделенные друг от друга сотнями километров и несколькими годами. Варшавский критик Я. Канский пишет: «Если в игре Золтана Кочиша поражают в первую очередь виртуозный блеск, живость ритма и динамичная энергия, то его старший коллега Деже Ранки покоряет прежде всего элегантностью и тонкостью игры, основанной на столь же крепком техническом мастерстве, но носящей при этом отчетливый камерно-интимный характер... Может быть, его Лист и не титанически-взрывчатый гигант, чей облик мы знаем по интерпретациям великих мастеров — Горовица и Рихтера, но молодой соотечественник гениального композитора позволяет увидеть иные грани его облика — облика мистика и поэта».
А вот мнение западногерманского музыковеда М. Мейера: «С самого начала своей карьеры этот пианист зарекомендовал себя как многогранный и интеллектуальный интерпретатор. Об этом говорит и внушительный репертуар его записей, и его концертные программы. Ранки — уверенный в себе и всегда владеющий самоконтролем пианист, отличающийся от своего соотечественника Кочиша спокойствием, которое иногда даже переходит в невозмутимость. Он не дает музыкальным импульсам выливаться через край, в гораздо большей степени опираясь на заранее продуманную трактовку и рассчитанную форму. Техническая оснащенность позволяет ему не идти на компромиссы даже в Листе: его сонаты он играет едва ли менее виртуозно, чем сам Рубинштейн».
Деже Ранки работает с большой интенсивностью. Он уже объездил весь мир, помимо концертов и сольных записей, постоянно уделяет внимание ансамблевому музицированию. Так, им записаны произведения Бетховена для виолончели и фортепиано (совместно с М. Переньи), фортепианные дуэты Моцарта, Равеля и Брамса (в содружестве с 3. Кочишем), ряд квартетов и квинтетов с участием фортепиано. Пианист удостоен высших наград своей родины — премий имени Ф. Листа (1973) и имени Л. Кошута (1978).
Григорьев Л., Платек Я., 1990 год