Альбер Руссель

Дата рождения
05.04.1869
Дата смерти
23.08.1937
Профессия
Страна
Франция
Альбер Руссель / Albert Roussel

Альбер Шарль Поль Мари Руссель (фр. Albert Charles Paul Marie Roussel; 5 апреля 1869 — 23 августа 1937 года) — французский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель.

Необычна биография Альбера Русселя — одного из видных французских композиторов первой половины XX в. Свои молодые годы он провел в плаваниях по Индийскому и Тихому океанам, как и Н. Римский-Корсаков, посетил экзотические страны. Морской офицер Руссель и не помышлял о музыке как о профессии. Только в возрасте 25 лет он решает полностью посвятить себя музыке. Пройдя период колебаний и сомнений, Руссель просит об отставке, поселяется в небольшом городе Рубэ. Здесь он начинает занятия по гармонии с директором местной музыкальной школы. С октября 1894г. Руссель живет в Париже, где берет уроки композиции у Э. Жиго. Через 4 года он поступает в Schola cantorum в класс композиции В. д’Энди, куда уже в 1902 г. его приглашают на пост профессора контрапункта. Там он преподает до начала первой мировой войны. В классе Русселя занимаются композиторы, занявшие впоследствии видное место в музыкальной культуре Франции,Э. Сати, Э. Варез, П. Ле Флем, А. Ролан-Манюэль.

Первые сочинения Русселя, исполненные под его управлением в 1898г. и получившие премию на конкурсе Общества композиторов, не сохранились. В 1903 г. в концерте Национального музыкального общества было исполнено симфоническое произведение «Воскресение», вдохновленное романом Л. Толстого (дирижировал А. Корто). А еще до этого события имя Русселя становится известным в музыкальных кругах благодаря его камерным и вокальным сочинениям (Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Четыре поэмы для голоса и фортепиано на стихи А. Ренье, «Проходят часы» для фортепиано).

Интерес к Востоку заставляет Русселя вновь предпринять большое путешествие в Индию, Камбоджу и на Цейлон. Композитор вновь любуется величественными храмами, посещает представления театра теней, слушает оркестр гамелана. Большое впечатление производят на него руины древнего индийского города Читора, где когда-то царствовала Падмавати. Восток, с музыкальным искусством которого Руссель познакомился еще в юности, существенно обогатил его музыкальный язык. В произведениях ранних лет композитор использует характерные интонационные особенности индийской, камбоджийской, индонезийской музыки. Особенно ярко образы Востока представлены в опере-балете «Падмавати», поставленной в Grand Opera (1923) и имевшей большой успех. Позже, в 30-х гг. Руссель одним из первых начинает использовать в своем творчестве так называемые экзотические лады — древнегреческие, китайские, индийские (Соната для скрипки и фортепиано).

Руссель не избежал влияния импрессионизма. В одноактном балете «Пир паука» (1912) он создал партитуру, отмеченную изысканной красотой образов, изящной, изобретательной оркестровкой.

Участие в первой мировой войне стало переломным временем в жизни Русселя. Вернувшись с фронта, композитор меняет свою творческую манеру. Он примыкает к новому течению неоклассицизма. «Альбер Руссель нас покидает», — писал критик Э. Вийермоз, приверженец импрессионизма, — «покидает не попрощавшись, молчаливо, сосредоточенно, сдержанно... Он уйдет, он уходит, он ушел. Но куда?» Отход от импрессионизма виден уже во Второй симфонии (1919-22). В Третьей (1930) и Четвертой симфониях (1934-35) композитор все больше утверждается на новом пути, создавая произведения, в которых конструктивное начало все больше выдвигается на первый план.

В конце 20-х гг. сочинения Русселя становятся известными за рубежом. В 1930 г. он посещает США и присутствует на исполнении своей Третьей симфонии Бостонским симфоническим оркестром под управлением С. Кусевицкого, по заказу которого она и была написана.

Руссель имел большой авторитет педагога. Среди его учеников многие известные композиторы XX века: наряду с упоминавшимися выше это Б. Мартину, К. Рисагер, П. Петридис. С 1935 г. и до конца жизни (1937) Руссель был председателем Народной музыкальной федерации Франции.

Определяя свой идеал, композитор говорил: «Культ духовных ценностей — основа всякого общества, претендующего на цивилизованность, а среди других искусств музыка — наиболее чуткое и возвышенное выражение этих ценностей».

В. Ильева


Сочинения:

оперы — Падмавати (опера-балет, соч. 1918; 1923, Париж), Рождение лиры (лирич., La Naissance de la lyre, 1925, Париж), Завещание тётушки Каролины (Le Testament de la tante Caroline, 1936, Олмоуц, на чеш. яз.; 1937, Париж, на франц. яз.); балеты — Пиршество паука (Le festin de l’araignee. 1-актный балет-пантомима; 1913, Париж), Вакх и Ариадна (1931, Париж), Эней (с хором; 1935, Брюссель); Заклинания (Evocations, для солистов, хора и орк., 1922); для оркестра — 4 симфонии (Лесная поэма — La Poeme de la foret, программная, 1906; 1921, 1930, 1934), симфонические поэмы: Воскресенье (Resurrection, по Л. Толстому, 1903) и Весеннему празднеству (Pour une fete de printemps, 1920), сюита F-dur (Suite en Fa, 1926), Маленькая сюита (Petite suite, 1929), Фламандская рапсодия (Rapsodie flamande, 1936), симфониетта для струнного орк. (1934); сочинения для военного оркестра; для инструмента с оркестром — фп. концерт (1927), концертино для влч. (1936); камерно-инструментальные ансамбли — дуэт для фагота с контрабасом (или с влч., 1925), трио — фп. (1902), струнное (1937), для флейты, альта и влч. (1929), струн. квартет (1932), дивертисмент для секстета (дух. квинтет и фп., 1906), сонаты для скр. с фп. (1908, 1924), пьесы для фп., органа, арфы, гитары, для флейты и для кларнета с фп.; хоры; песни; музыка к спектаклям драматического театра, в т. ч. к пьесе Р. Роллана «14 июля» (совм. с А. Онеггером и др., 1936, Париж).

Литературные сочинения: Savoir choisir, (P., 1936); Reflexions sur la musique d’aujourd’hui, в кн.: Bernard R., A. Roussel, P., 1948.

Литература: Jоurdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., 1955 (рус. пер. — Журдан-Моранж Э., Мои друзья музыканты, М., 1966); Шнеерсон Г., Французская музыка XX в., М., 1964, 1970.

реклама

вам может быть интересно

Джеролд Моргулас Композиторы
Поль Абрахам Дюка Композиторы

Произведения

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Джон Ноймайер Балетмейстеры
Анжелен Прельжокаж Балетмейстеры
Джошуа Белл Инструменталисты
Арриго Бойто Композиторы
Витторио Гуи Композиторы

Реклама