
Из композиторов старшего поколения наряду с Равелем особенно важную роль во французской музыке 20-30-х годов сыграл Альбер Руссель.
Руссель родился 5 апреля 1869 года в Туркуэне (близ бельгийской границы, по соседству с Фландрией) в обеспеченной буржуазной семье. Семи лет он осиротел и в дальнейшем воспитывался своим дедом (который много лет был мэром Туркуэна) и другими родственниками. Первоначальное музыкальное образование Альбер получил дома. После окончания колледжа обучался в Париже — в лицее, затем в Высшей военно-морской школе.
Получив чин морского офицера, совершил длительное плавание по южным морям. В 1894 году ушел из флота, решив посвятить себя музыке. Он поселился в Париже, изучал орган и фортепиано, гармонию и полифонию. С 1898 года совершенствовался у д’Энди в Schola cantorum, где затем вел класс контрапункта (1902–1914). Руссель проявил себя выдающимся педагогом: среди его учеников — Э. Варез, А. Ролан-Манюэль, Б. Мартину и многие другие. С 1905 по 1908 год его класс посещал Сати.
Как композитор Руссель сформировался в начале века, испытав двойственное влияние — д’Энди и импрессионизма. Однако в 20-30-е годы главенствующей тенденцией в его творчестве становится неоклассицизм.
Русселя отличала разносторонность интересов, широта духовной культуры, постоянное тяготение к творческим поискам. Ему были присущи гуманизм, вера в высокое общественное назначение музыки, свободомыслие и независимость воззрений. Он был неизменно благожелателен к молодежи, поощряя ее дерзания; в свою очередь, молодые композиторы видели в нем мудрого советчика и друга, чем и объясняется то с годами нараставшее огромное уважение, каким пользовался Руссель среди музыкантов разных поколений. С середины 20-х годов все внимательнее приглядываются к нему участники «Шестёрки», ищут общения с ним. Раньше других к нему приходит Онеггер, затем — Орик, Мийо.
Руссель написал около ста произведений. В его творческой индивидуальности сочетались тонкий интеллектуализм и непосредственность, живая впечатлительность и строго логический склад мышления. Тематика его произведений весьма разнообразна, но заметны и доминирующие темы: природа, Восток, античность. Природу Руссель воспринимал, скорее всего, пантеистически. В интерпретации ее образов он особенно близок к Дебюсси.
Характерны его изысканно-импрессионистские вокальные миниатюры на тексты Анри де Ренье — «Отъезд», «Пожелание», «Сад под дождем», «Лирический мадригал» (1903), сюита для фортепиано «Сельские зарисовки» (1906) и ряд других. Лучшее выражение импрессионизм Русселя нашел в программной Первой симфонии — «Поэме леса» (1906); в ее четырехчастном цикле изображается неизменный круговорот природы. С темой природы связан и одноактный балет-пантомима «Пиршество паука» по сценарию Ж. де Вуазена (1912).
В 1909 году Руссель посещает Индию, после чего пишет несколько сочинений на индийскую тематику. Первое из них — симфонический триптих для солистов, хора и оркестра «Заклинания» («Evocation»): «Боги во мраке пещеры», «Розовый город», «На берегу священной реки». Названия частей вполне в духе Дебюсси, стилистика же заметно отличается от этого прообраза ясностью мелодических линий, ритмической энергией, что органически сочетается с тонкостью оркестровых эффектов. И если искать аналогий с живописью, то прежде всего вспоминаются ослепительно чистые по краскам и жесткие в контрастах светотеней алжирские пейзажи А. Марке. Руссель сохраняет общеевропейский строй музыки, включая в него то индийский звукоряд или ритмику, то подлинную индийскую импровизацию.
В 1913–1918 годах Руссель создает оперу-балет «Падмавати» на либретто Л. Лалуа. (Партитура была почти готова, когда началась Первая мировая война. Композитор, несмотря на свой возраст и слабое здоровье, добился зачисления в армию и принимал участие в боевых действиях. Лишь после демобилизации в 1918 году он завершил «Падмавати».)
В основе ее — древняя индийская легенда о верной жене царя Ратансена, отражающая подлинные события XIII века. Движение толпы, шествия, танцы воинов, девушек, жриц, траурный ритуал и аллегорические пляски божеств занимают в произведении больше места, чем личная драма: последняя сведена к кратким эпизодам, мотивирующим смену и характер сцен.
В «Падмавати» с несравненно большей последовательностью, чем в «Заклинаниях», Руссель применил индийские лады и напевы, используя лады и как звукоряд, из которого он свободно формирует мелодию, и для построения гармонической вертикали. При этом он сохранил основополагающие для данного лада раги — ритмомелодические формулы, сплетая из них арабески мелодических вариантов. В индийском ладу построено песнопение Брамина, поющего восторженную хвалу красоте Падмавати. Имеется в опере и подлинная фольклорная мелодия — песнь девушки Накаманти, прославляющей свою повелительницу.
Композитор широко применяет многосоставные аккорды (ундецим- и терцдецимаккорды) — аналогично Дебюсси, Равелю, Стравинскому. Многослойность фактуры приводит уже здесь к полимодальным и политональным напластованиям; позднее они станут одной из характерных черт стилистики Русселя.
Таким образом, Руссель в своей опере прокладывает пути к использованию в европейской музыке подлинных ладов и напевов индийского фольклора, к которому лишь четверть века спустя обратятся Жоливе и Мессиан.
Новый этап в творчестве Русселя открывается симфонической пьесой «Весеннему празднеству» (1920) и Второй симфонией, B-dur (1921).
Вторая симфония терпкостью политональных созвучий, чертами неоклассицистского новаторства привлекла молодых композиторов, также тяготевших к политональности (Мийо). Симфония имеет скрытую программу, повествующую о различных фазах человеческой жизни: пылкая юность, устремляющаяся по дороге жизни (Allegro после созерцательного вступления); малые и большие радости юношеских лет (скерцо с ноктюрном в середине); горести и смятение (Adagio — пожалуй, самая скорбная из всех медленных частей у Русселя); наконец, ясность жизненной цели, достигнутой в годы зрелости (финал, где преобладает маршевое начало, а в конце появляются реминисценции из вступления к первой части).
Симфония строится на резких контрастах не только в сменах эпизодов, но и в контрапунктических напластованиях. Полифония, вообще присущая композиторскому письму Русселя, особенно густо насыщает Вторую симфонию, в которой многосоставная гармоническая вертикаль проявляет черты битональности.
В последующие годы (до конца десятилетия) композитор создает ряд камерных ансамблей, оркестровых пьес и концертов, в которых все более отчетливо проявляются черты неоклассицизма.
Новой вершиной симфонизма Русселя явилась Третья симфония, g-moll (1930), — светлого, жизнеутверждающего характера, с рельефным тематизмом, строго уравновешенная по форме. Четыре ее части объединяются сквозной темой — motto. Цикл классичен. Во французской музыке именно Руссель — наряду с Онеггером — возрождает жанр большой концепционной симфонии.
Непрограммное симфоническое творчество Русселя завершают классически стройная Симфониетта для струнного оркестра (1934) и Четвертая симфония, A-dur (1934).
В 20-30-е годы Руссель создает ряд музыкально-театральных произведений. К их числу относится трехактная комическая опера «Завещание тетушки Каролины» (1933); здесь забавный анекдот об ухищрениях трех племянниц, которые соревнуются в выдумках для получения наследства, превращается в подлинную комедию нравов. Остроумная партитура оперы пронизана реминисценциями современной бытовой музыки.
Однако главенствующее место в музыкально-театральном наследии Русселя этих лет принадлежит сочинениям на античную тематику. Первым из них была одноактная лирическая сказка по Софоклу «Рождение лиры» на либретто Т. Рейнаша (1924). По жанру она близка к античному театру, сочетая пение, речь и танец. Хор выполняет роль комментатора сценического действия.
При некоторой тяжеловесности либретто музыка Русселя привлекает прелестью буколического стиля — чуть иронического в воплощениях «чудесного», порою поэтически-возвышенного, овеянного духом пантеизма. Прозрачная музыка окрашена античными ладами, а диатоническая мелодия вступления как бы воспроизводит античную монодию; звучание лиры имитирует арфа; солирующие деревянные духовые воссоздают атмосферу античной пасторали или характеризуют отдельных действующих лиц.
К числу самых ярких сочинений позднего Русселя относится двухактный балет «Вакх и Ариадна» на сценарий А. Эрмана (1931). Сюжет балета прославляет торжество любви, властвующей над человеком и природой. Так же как Равель в «Дафнисе и Хлое», Руссель видит мудрость и красоту античного мифа в идее гармонии человека и природы. В обеих партитурах большое место отводится звуковым пейзажам, таинственной жизни ночи и светлому ликованию дня. Да и сами герои олицетворяют стихийные силы природы. Правда, в партитуре Равеля пантеистическое начало выражено шире. Музыкальный пейзаж у Русселя играет скорее роль фона, красочная палитра которого сгущеннее и однороднее. Зато Вакх наделен в музыке подлинно стихийной силой.
Последний балет Русселя «Эней» (сценарий Ж. Веттеринга, 1935) — совсем иной. В этом «балете с пением» Руссель создает новый тип музыкально-сценического синтеза. Сценарий опирается на шестую книгу «Энеиды» Вергилия и строится на свободной символико-аллегорической трактовке сюжета. Энею видятся предсказанные Сибиллой события, линию поведения в которых он волен выбирать. Это дает возможность сжать ход действия в эпизоды, которые решаются обобщенно, порой аллегорически. Образную конкретность этим аллегориям придает хореография, а пояснения и суждение о них поручены, как в античной трагедии, хору.
Центральное место занимает эпизод с Дидоной. Эней должен преодолеть многие соблазны на пути к выполнению доверенной ему судьбой великой миссии. Один из самых труднопреодолимых — «высокое и огненное счастье», которым одаряет его прекрасная царица. Эней покидает Дидону, внемля голосу, призывающему его к выполнению гражданского долга — заложить на Италийской земле основы нового государства, из которого вырастет в будущем Рим. Преодолевая мучительное раскаяние (он — причина гибели Дидоны), Эней выполняет предначертание судьбы, и хор прославляет его мужественное служение будущему.
Так рождается своеобразная форма спектакля, соединяющая элементы балета-пантомимы, античной трагедии и оратории. Музыкальный язык произведения лишен живописной красочности «Вакха и Ариадны», он несколько графичен. Руссель широко применяет полифонические приемы и в симфонических эпизодах, и особенно в хорах. Величественно звучит финальный хор, полифония которого многослойна, сложна и в то же время ясна по звучности.
Одно из последних крупных произведений Русселя — Фламандская рапсодия (1936). В этой партитуре композитор отдает дань народной музыке близкой ему Фландрии. Рапсодия написана на подлинные народные темы, заимствованные из фольклорных публикаций бельгийского музыковеда Э. Клоссона.
В творчестве Русселя гармонично сочетались верность классическим традициям и неустанные поиски нового. Это особенно отчетливо выразилось в его стремлении обогатить ладовое мышление, не разрушая основ музыки (поиски в сфере полиладовости и полимодальности).
В годы развития субъективистских и разрушительных тенденций Руссель сохранил приверженность позитивным эстетическим и этическим критериям, веру в духовную силу искусства. На склоне лет он одним из первых откликнулся на призыв Р. Роллана и П. Вайяна-Кутюрье к объединению всех прогрессивных деятелей искусства в ассоциацию, целью которой было сближение с народными массами, повышение культурного уровня народа.
Руссель вместе с Кёкленом активно содействовал созданию Народной музыкальной федерации и возглавил ее, несмотря на обострение сердечной болезни. Он также участвовал в коллективном музыкальном оформлении драмы Ромена Роллана «14 июля» (написал вступление ко второму акту), постановка которой в 1936 году была приурочена к народному празднеству 14 июля в честь взятия Бастилии.
Руссель считал достоянием музыки область возвышенного и прекрасного, суть музыкально-прекрасного видел в гармонии мысли и чувства. По его убеждению, призвание и долг музыканта — нести это прекрасное людям, а общение с искусством должно облагораживать человека и доставлять ему радость.
Руссель скончался 23 августа 1937 года. Он не дожил до тягчайших испытаний, которые принесла Франции и всему миру Вторая мировая война, заставившая многих художников увидеть реальность своего века новыми глазами.
Список основных произведений
Произведения для музыкального театра
• «Пиршество паука», балет-пантомима, сценарий Ж. де Вуазена (1912)
• «Падмавати», опера-балет, либретто Л. Лалуа (1913—1918)
• «Рождение лиры», лирическая опера-балет, либретто Т. Рейнаша (1924)
• «Вакх и Ариадна», балет, сценарий А. Эрмана (1931)
• «Завещание тетушки Каролины», комическая опера, либретто Нино (1933)
• «Эней», балет с пением, сценарий Ж. Веттеринга (1935)
Оркестровые и вокально-симфонические произведения
• Первая симфония («Поэма леса», 1906)
• Вторая симфония (1921)
• Третья симфония (1930)
• Четвертая симфония (1934)
• «Воскресение», симфоническая поэма по Л. Толстому (1903)
• «Весеннему празднеству» (1920)
• «Заклинания», симфонический триптих для солистов, хора и оркестра (1922)
• Сюита в фа (1926)
• Маленькая сюита (1929)
• Симфониетта для струнного оркестра (1934)
• Фламандская рапсодия (1936)
Концерты
• Концерт для фортепиано с оркестром (1927)
• Концертино для виолончели с оркестром (1936)
Камерно-инструментальные произведения
• Фортепианное трио (1902)
• Дивертисмент для фортепиано и духовых инструментов (1906)
• 2 сонаты для скрипки и фортепиано (1908, 1924)
• Дуэт для фагота и контрабаса или виолончели (1925)
• Трио для флейты, альта и виолончели (1929)
• Струнный квартет (1932)
• Струнное трио (1937)
• Пьесы для фортепиано, органа, арфы, гитары
• Пьесы для флейты и для кларнета с фортепиано
Хоры, песни, музыка к драматическим спектаклям,
в том числе к пьесе Р. Роллана «14 июля» (совместно с Д.Мийо и др., 1936)
Рекомендуемая литература
• Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести». Л., 1964.
• Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века: Очерки. Л., 1983.
Г. Т. Филенко
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.
• Биография Русселя
• Французская музыка в 1-й половине 20 века