Геннадий Рождественский — яркая личность и могучий талант, гордость русской музыкальной культуры. Каждый этап творческой деятельности всемирно признанного музыканта — это грандиозный раздел культурной жизни современности, направленный на служение Музыке, «миссии несения Красоты» (по его собственному выражению).
Геннадий Рождественский закончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано у Льва Оборина и классу дирижирования у своего отца, выдающегося дирижера Николая Аносова, а также аспирантуру при консерватории.
Много ярких страниц творческой биографии Геннадия Рождественского связано с Большим театром. Еще будучи студентом консерватории он дебютировал балетом Чайковского «Спящая красавица» (весь спектакль молодой стажер провел без партитуры!). В том же 1951 году, пройдя отборочный конкурс, он был принят балетным дирижером Большого театра и проработал в этом качестве до 1960 года. Рождественский дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Золушка», «Сказ о каменном цветке» и другими спектаклями театра, участвовал в постановке балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок» (1960). В 1965-70 гг. Геннадий Рождественский был главным дирижером Большого театра.
Его репертуар в театре охватывал около сорока опер и балетов. Дирижер принимал участие в постановках балетов «Спартак» Хачатуряна (1968), «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина (1967), «Щелкунчик» Чайковского (1966) и других; впервые на русской сцене поставил оперы «Человеческий голос» Пуленка (1965), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1965). В 1978 году он возвратился в Большой театр оперным дирижером (до 1983), участвовал в постановках целого ряда оперных спектаклей, среди них «Катерина Измайлова» Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» Прокофьева (1982). Много лет спустя, в юбилейном, 225-ом сезоне Большого театра Геннадий Рождественский стал генеральным художественным руководителем ГАБТа (с сентября по июнь 2000 года), за это время разработал для театра ряд концептуальных проектов и подготовил мировую премьеру оперы «Игрок» Прокофьева в первой авторской редакции.
В 1950-х гг. имя Геннадия Рождественского стало хорошо известно и поклонникам симфонической музыки. За более чем полувековую творческую деятельность маэстро Рождественский стоял за дирижерским пультом практически всех прославленных российских и зарубежных симфонических коллективов. В 1961-1974 годах он был главным дирижером и художественным руководителем БСО Центрального телевидения и Всесоюзного радио. С 1974 по 1985 год Г. Рождественский — музыкальный руководитель Московского камерного музыкального театра, где вместе с режиссером Борисом Покровским возродил к новой жизни оперы «Нос» Д. Д. Шостаковича и «Похождение повесы» И. Ф. Стравинского, провел ряд интересных премьер. В 1981 году дирижер создал Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Десять лет руководства этим коллективом стали временем создания уникальных концертных программ.
Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями А. Шёнберга, П. Хиндемита, Б. Бартока, Б. Мартину, О. Мессиана, Д. Мийо, А. Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Р. Щедрина, С. Слонимского, А. Эшпая, Б. Тищенко, Г. Канчели, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова. Значителен и вклад дирижера в освоение наследия С. Прокофьева и Д. Шостаковича. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в России и за рубежом многих произведений Альфреда Шнитке. В целом, выступая со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 — впервые в мире. Рождественскому посвятили свои произведения Р. Щедрин, А. Шнитке, С. Губайдулина и многие другие композиторы.
К середине 70-х годов Геннадий Рождественский стал одним из самых авторитетных дирижеров Европы. С 1974 по 1977 год он возглавлял Стокгольмский филармонический симфонический оркестр, позднее руководил оркестром Би-би-си в Лондоне (1978-1981), Венским симфоническим (1980-1982). Кроме того, Рождественский в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда и Токио (почетный и действующий дирижер оркестра «Иомиури») и другими коллективами.
В общей сложности Рождественским с разными оркестрами записаны свыше 700 пластинок и компакт-дисков. Дирижер записал на пластинки циклы всех симфоний С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Малера, А. Глазунова, А. Брукнера, многие произведения А. Шнитке. Записи дирижера удостоены наград: Гран-при фирмы Lе Chant Du Mondе, диплом Академии Шарля Кро в Париже (за записи всех симфоний Прокофьева, 1969).
Рождественский — автор нескольких сочинений, среди которых монументальная оратория «Заповедное слово русскому народу» для чтеца, солистов, хора и оркестра на слова А. Ремизова.
Много времени и творческих сил отдает Геннадий Рождественский педагогической деятельности. С 1974 г. преподает на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 г. — профессор, с 2001 г. — заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования. Г. Рождественский воспитал целую плеяду талантливых дирижеров, среди которых народные артисты России Валерий Полянский и Владимир Понькин. Маэстро написаны и выпущены книги «Дирижерская аппликатура», «Мысли о музыке» и «Треугольники»; в книге «Преамбулы» собраны тексты-пояснения, с которыми он выступал в своих концертах, начиная с 1974 года. В 2010 году вышла в свет его новая книга — «Мозаика».
Заслуги Г. Н. Рождественского перед искусством отмечены почетными званиями: народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии. Геннадий Рождественский — Почетный член Шведской Королевской академии, Почетный академик Английской Королевской академии музыки, профессор. Среди наград музыканта: болгарский орден Кирилла и Мефодия, японский Орден Восходящего Солнца, российский орден «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени. В 2003 г. Маэстро получил звание Офицера Ордена Почетного Легиона Франции.
Геннадий Рождественский — блестящий симфонический и театральный дирижер, пианист, педагог, композитор, автор книг и статей, великолепный оратор, исследователь, реставратор многих партитур, тонкий ценитель живописи, знаток литературы, страстный коллекционер, эрудит. «Полифония» интересов Маэстро проявилась в полной мере в «режиссуре» его ежегодных абонементных программ с Государственной академической симфонической капеллой России, проводимых Московской филармонией уже более 10 лет.
«Это одаренный молодой музыкант. Он обладает замечательной музыкальней памятью, четким выразительным жестом, хорошо чувствует оркестр... Я не сомневаюсь, что при большой, серьезной работе из Геннадия Рождественского выйдет прекрасный дирижер». Эти слова, сказанные выдающимся советским дирижером Ю. Файером еще в 1952 году, вскоре оправдались: Рождественский выдвинулся в число ведущих дирижеров страны.
А встреча его с Файером произошла в Большом театре, где Рождественский — студент Московской консерватории — начал стажироваться в 1951 году. Впервые в истории крупнейшего театра страны за его пульт встал такой молодой дирижер. В консерваторию он пришел из Центральной музыкальной школы и стал заниматься по фортепиано у Л. Оборина и по дирижированию у своего отца — Н. Аносова. Почти одновременно с театром Рождественский отлично зарекомендовал себя на концертной эстраде.
В консерваторские годы началась и гастрольная деятельность Рождественского. С программой из произведений Чайковского он выступил в Ленинграде, в 1951 году студенческий оркестр под его управлением принял участие в берлинском фестивале молодежи и студентов, а через два года этот же оркестр стал победителем фестивального конкурса в Бухаресте. В дальнейшем Рождественский неоднократно и с нарастающим успехом гастролировал во многих странах — и самостоятельно, и вместе с разными советскими оркестрами.
В 1954 году дирижер окончил консерваторию. К этому времени он уже был принят в Большой театр, регулярно выступал в концертных залах. Широкий художественный диапазон музыканта отразился и в его дипломной программе, включавшей произведения Баха, Рахманинова, Прокофьева; члены государственной комиссии принимали у него экзамен и в Большом театре — Рождественский дирижировал «Золушкой» Прокофьева.
Творческая «всеохватность» осталась характерной чертой музыканта и в зрелый период. С одинаковым мастерством дирижирует он балетными и оперными спектаклями, симфоническими и камерными оркестрами. Так же многогранна и его исполнительская палитра. Дирижер Е. Рацер пишет: «Рождественский — дирижер интеллектуального плана. Ясность музыкальной мысли неизменно влечет его. Он испытывает искреннюю радость, соприкасаясь с произведениями, отличающимися отточенностью композиторского мастерства. Умеет оценить и раскрыть перед слушателями совершенство формы, прелесть той или иной детали, метко найденной автором. Интеллектуализм ощущаешь не только в его исполнении, но и во всем его облике, в выборе программ, в манере репетировать, в подходе к изучаемому произведению... Большая роль интеллектуального начала совсем не означает, что творчество Рождественского лишено эмоционального заряда... Рождественский ведет оркестр активно, уверенно. У него всегда есть свое, определенное отношение к исполняемой музыке. Но творчество несовместимо для него с каким бы то ни было насилием: он менее всего склонен навязывать что-либо. В этом особенность его художественной натуры».
Огромная эрудиция и отточенное профессиональное мастерство позволяют Рождественскому постоянно обращаться в своих программах к самым различным музыкальным пластам. В молодые годы он дирижировал в Большом театре балетами «Спящая красавица» Чайковского, «Ромео и Джульетта» и «Сказ о каменном цветке» Прокофьева; невозможно перечислить интересные программы, исполненные им с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения, который он возглавляет с 1961 года; став в 1965 году главным дирижером Большого театра, Рождественский уже в ближайшее время включил в свой репертуар «Войну и мир» Прокофьева, осуществил музыкальное руководство в постановках оперы «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена и балета «Щелкунчик» Чайковского.
При всем разнообразии творческих интересов дирижера его внимание устремлено к современной музыке. Он охотно становится первооткрывателем новых произведений советских композиторов, возрождает незаслуженно забытые сочинения. Здесь прежде всего должны быть названы творения С. Прокофьева: Вторая, Третья, Четвертая симфонии, опера «Игрок» (в концертном исполнении), симфонический эскиз «Осеннее», сюита из балета «На Днепре». Из прокофьевской музыки к спектаклям «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и кинофильму «Пиковая дама» Рождественский сделал сюиту «Пушкиниана». В то же время он регулярно знакомит аудиторию с образцами современной зарубежной музыки, среди которых сочинения Хиндемита, Шёнберга, Берга, Мартину, Пуленка, Мийо, Ибера, Онеггера и других композиторов.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.
Рождественский Геннадий Николаевич (4 V 1931, Москва — 16 VI 2018, там же) — советский дирижёр. Народный артист СССР (1976).
В 1954 окончил Московскую консерваторию по классу дирижирования у Н. П. Аносова, фортепиано — у Л. Н. Оборина. В 1951–60 дирижёр, в 1965–70 главный дирижёр Большого театра. В 1961–74 главный дирижёр и художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. В 1974–77 главный дирижёр Стокгольмской филармонии, с 1978 — оркестра «Би Би Си» (Лондон). С 1974 главный дирижёр Московского музыкального камерного театра. С 1976 профессор Московской консерватории.
В репертуаре Рождественского наряду с классикой широко представлены произведения современных западно-европейских композиторов (П. Хиндемита, А. Шёнберга, А. Берга, Б. Мартину, Ф. Пуленка, Д. Мийо, А. Онеггера и др.). Активный пропагандист сочинений советских авторов, прежде всего С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. На основе музыки Прокофьева к спектаклям «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и фильму «Пиковая дама» Рождественский создал оркестровую сюиту «Пушкиниана» (1961). Под управлением Рождественского состоялись премьеры ряда произведений Р. К. Щедрина, К. С. Хачатуряна и др.
Рождественский — один из крупнейших современных дирижёров. Его исполнение отличается сочетанием интеллектуальной глубины с яркой артистической эмоциональностью, отточенностью профессиональной техники, ювелирной отделкой деталей. На сцене Большого театра дирижировал операми и балетами.
Ленинская премия (1970, за участие в постановке балета «Спартак» Хачатуряна, Большой театр). Почётный член Шведской королевской академии (1975). За грамзапись всех симфоний С. С. Прокофьева диплом Академии Шарля Кро в Париже (1969), «Гран при» фирмы «Шан дю монд» за многие записи. Автор книг «Дирижёрская аппликатура» (Л., 1974), «Мысли о музыке» (М., 1975).
Литература: Рацер E., Эскиз портрета, «СМ», 1964, No 1; Григорьев Л., Платек Я., Верность музыке, «МЖ», 1967, No 12.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Книги Рождественского: «Дирижёрская аппликатура» (1974), «Мысли о музыке» (1975), «Преамбулы» (1989), «Треугольники» (2001).