Камиль Сен-Санс. Струнный квартет No. 2

Композитор
Год создания
1918
Жанр
Страна
Франция
Камиль Сен-Санс / Camille Saint-Saëns

Струнный квартет № 2 соль мажор, Op. 153 — сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса (1918).

К жанру струнного квартета Камиль Сен-Санс обратился в возрасте весьма почтенном – свое первое произведение для такого состава композитор создал в шестидесятичетырехлетнем возрасте, а над вторым струнным квартетом, ставшим последним, он начал работать почти два десятилетия спустя – весной 1918 г. появляется первая часть, а в августе того же года произведение было завершено.

О Струнном квартете № 2 соль мажор Камиля Сен-Санса многие исследователи отзывались не очень одобрительно и даже с оттенком презрения: Жорж Сервьер характеризует темы как «сухие и тощие», не отказывая им в «остроумии», но упрекая композитора в «отсутствии выразительности и эмоций», а Жан Шантавуан назвал этот квартет «игрой в бирюльки». В чем же причина столь суровых оценок?

В молодости Камиль Сен-Санс был смелым новатором, но на склоне лет образ мысли композитора становится несколько иным. Об этом свидетельствуют некоторые высказывания, содержащиеся в письмах Сен-Санса: «Поиск небывалого во что бы то ни стало… ведет в музыке к какофонии и бессвязности». Весьма показательно критическое отношение композитора к суждению Огюста Родена об искусстве как преувеличении – по мнению Сен-Санса, искусство требует гармонии и отсутствия излишеств.

Именно такая гармония – без каких бы то ни было претензий на «поиск небывалого» – отличает Струнный квартет № 2 соль мажор. В его музыкальном языке можно усмотреть нечто от эпохи Роберта Шумана и Феликса Мендельсона-Бартольди, и даже от моцартовской эпохи, но ко времени его создания уже существовали струнные квартеты Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Арнольда Шёнберга, Антона Веберна – и в сопоставлении с ними квартет Сен-Санса мог показаться не вполне «современным» произведением, чуть ли не «шагом назад». Но в его гармоничном облике заключено особое очарование. По мнению музыковеда Жана Боннеро, первая часть – Allegro animato – воплощает воспоминания о «радостной молодости», а вторая – Molto adagio – Andantino – «сожаление об ее утрате».

Трехчастный цикл квартета обладает скромными, но уравновешенными классическими пропорциями, сближающими творение Сен-Санса с аналогичными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. Сходство особенно ярко проявляется в первой части. Предельно спокойная вторая часть расцвечивается хроматическими ходами. Заключительная часть – элегантное рондо с классически ясными каденциями.

реклама

вам может быть интересно

Джузеппе Верди. Stabat mater Вокально-симфонические

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама