
Скотт, Сирил Мейр (англ. Cyril Meir Scott; 27 IX 1879, Окстон, Чешир — 31 XII 1970, Истборн, Сассекс) — английский композитор, поэт и философ.
Учился в консерватории во Франкфурте-на-Майне (1891–98; с перерывом в 1895). С 1898 жил в Ливерпуле, где написал первые произведения для оркестра. Одновременно занимался поэтическим творчеством, увлекался теософией и восточной философией. Значительную роль в формировании эстетических вкусов Скотта сыграл немецкий поэт-символист С. Георге.
Творческие искания 1-го десятилетия 20 века привели Скотта к расширению тональной системы, отказу от размера и тактовых черт (сонаты для скрипки и фортепиано и для фортепиано, 1908–10). Его привлекали модные в искусстве тех лет экзотические образы, восточные мотивы. С именем Скотта связано зарождение импрессионизма в английской музыке (его называли «английским Дебюсси»). В 1913 по инициативе А. Малер с успехом была исполнена в Вене увертюра Скотта к «Принцессе Малейн» М. Метерлинка.
В его обширном и разнообразном по жанрам наследии наиболее значительны лирические миниатюоы (фортепианные пьесы и песни). Музыка Скотта отличается утонченным звуковым колоритом, терпкими гармониями (фортепианные пьесы «В стране лотоса» — «Lotus land», 1905, Ф. Крейслер сделал транскрипцию для скрипки; «Индийская сюита» -«Indian suite», 4 пьесы, 1922). Ряд произведений свидетельствует об интересе к русской культуре — «Русский танец» («Russian danse», 1905) и «Маленькая русская сюита» («Little Russian suite», 1916), а также «Русская ярмарка» («Russian fair») для 2 фортепиано.
Сочинения:
3 оперы, в т. ч. Алхимик (The alchemist, соч. 1918, пост. 1925, Эссен), балет — Неумелый аптекарь (The Incompetent apothecary, 1923, Майнц), для солистов, хора и оркестра — кантата Мирабель (собств. текст, 1903), Гимн на рождество Христово (Nativity hymn, 1913) и др., Ода великим людям (Ode to the great men, для чтеца или жен. хора с орк., 1936), для оркестра — 3 симфонии (1900, 3 симфонических танца, 1903, Музы — The Muses, 1939), симфониетта (1962), 4 увертюры, 4 сюиты, 2 пассакальи на ирландские темы (Passacaglias on Irish themes, 1916), Неаполитанская рапсодия (Neapolitan rhapsody, 1960) и др., для инструментов с оркестром — концерты для фортепиано (1915, 1950), для 2 фортепиано, для скрипки (1928), для 2 скрипок, для виолончели (Музыкант и соловей — Der Musikant und die Nachtigall, 1930), для клавесина и камерного оркестра (1938), для гобоя и струнных (1948), концертино для 2 фортепиано и камерного оркестра, камерно-инструментальные ансамбли — сонаты с фортепиано — для скрипки, для виолончели, для флейты (1961), 4 фортепианных и 2 струнных трио, трио для флейты, виолончели и фортепиано (1960), 1 фортепианное и 4 струнных квартета, для фортепиано (1903–35) — соната, сюиты, циклы пьес — Страна лета (Summerland, 1907), Египет (1913) и Старый Китай (Old China, 1918), Молодые сердца (Young hearts, 1920), Тетрадь для мальчиков (Album for boys, 5 пьес, 1926) и Тетрадь для девочек (Album for girls, 6 пьес, 1926), танцы, пьесы для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано и др. инструментальные миниатюры, в т. ч. для скрипки и для флейты соло, 4 церковных хора (все — 1935), около 100 песен на слова английских поэтов.
Литературные сочинения: The philosophy of modernism, in its connection with music, L., 1917, My years of indiscretion, L., 1924 (автобиография); The influence of music on history and morals, a vindication of Plato, L., 1928, Music, its secret influence throughout the ages, L., 1933, 1950, расшир. изд. L.,1958, N. Y., 1969, Bone of contention, L., 1969 (автобиография). Литература: Hull A Eaglefield, Cyril Scott, composer, poet and philosopher, L., 1918, Austin E., Cyril Scott, «Musical opinion», 1939, v. 62, p. 786, Armstrong T., Cyril Scott, «MT», 4 sept., 1959, v. 100, No 1399.
И. А. Слепнёв
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.