Штраус. «Жизнь героя»

Ein Heldenleben, Op. 40

Композитор
Год создания
1898
Дата премьеры
03.03.1899
Жанр
Страна
Германия
Рихард Штраус / Richard Strauss

Музыкальная поэма (1897—1898)

Состав оркестра: З флейты, флейта-пикколо, 4 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, кларнет-пикколо, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 8 валторн, 5 труб, 3 тромбона, 2 тубы (теноровая и басовая), литавры, малый барабан, тарелки, большой барабан, цилиндрический барабан, 2 арфы, струнные (64 человека).

История создания

«Жизнь героя» — последняя, седьмая поэма Штрауса, подводящая итог его десятилетней работе в этом жанре: следующее одночастное программное произведение, возникшее пять лет спустя, он назовет симфонией («Домашняя симфония»). «Жизнь героя» создавалась в 1897—1898 годах и была закончена, согласно пометке в партитуре, 27 декабря 1898 года в Берлине. Посвящена голландскому дирижеру Виллему Менгельбергу и руководимому им знаменитому оркестру Консертгебау в Амстердаме. Премьера состоялась 3 марта следующего года во Франкфурте-на-Майне под управлением автора. Успех был далеко не безоговорочным. Длительность звучания (40 минут), превышающая все симфонические поэмы как Штрауса, так и Листа, колоссальный состав оркестра вызвали недовольство консервативной части слушателей, обвинивших Штрауса в намерении поставить себе памятник при жизни и предлагавших исполнять «Жизнь героя» в конце концерта, чтобы желающие могли покинуть зал.

Программа этой поэмы не похожа на предшествующие, но непосредственно подготавливает следующую за ней Домашнюю симфонию. Герой обоих произведений — сам Штраус. Р. Роллану, французскому писателю и музыковеду, познакомившемуся с композитором в Берлине месяц спустя после премьеры «Жизни героя», Штраус говорил: «Я нахожу себя не менее интересным, чем Наполеон или Александр (Македонский. —А. К.)». «Ему возражали, — замечает Роллан, — что это еще не основание, могущее заставить других людей разделять его интерес. Я не прибегну к подобному аргументу: я понимаю, что художник такого значения, как он, вправе занимать нас своей личностью». Он «имел сугубую дерзость написать вновь, после Бетховена, Героическую симфонию и выставить себя в ней героем». На вопрос о конкретной программе Штраус отвечал: «Вам нет надобности читать ее. Достаточно знать, что здесь изображен герой в борьбе со своими врагами». Однажды он предложил такой эпиграф: «Через борьбу — к внутреннему совершенству, добытому ценой горьких отречений». И все же, как и в предшествующих поэмах, в соответствии с авторскими разъяснениями, отмечают шесть эпизодов, которые характеризуют героя, его врагов, его подругу, битву (с критиками), мирные труды героя и его удаление от мира. Рисуя картину трудов героя, Штраус не стесняется дать представление о своем творчестве при помощи обильных автоцитат. А подругу героя наделяет настолько несимпатичными чертами, что возникает вопрос: неужели такой представлялась композитору его жена, известная певица Паулина де Ана после четырех лет супружества?

Ромен Роллан так характеризует «Жизнь героя». «Это необыкновенное произведение, полное героического опьянения, произведение колоссальное, странное, пошлое и высокое. Гомеровский герой бьется здесь среди хихиканья тупой толпы — стада крикливых хромых гусей. Скрипка, солируя как в концерте, выражает соблазны, кокетство, декадентскую извращенность женщины. Пронзительные трубы зовут в бой... Самая изумительная битва, когда-либо изображенная в музыке!.. На первом исполнении в Германии я видел, как люди трепетали, слушая ее, как внезапно поднимались с мест и делали бессознательные неистовые жесты... Герой-победитель видит, что победа его тщетна: низость и глупость людей остались прежними. Он укрощает свой гнев и презрительно смиряется. Он удаляется на покой, к природе... Это произведение, полное героического презрения».

Музыка

Поэму открывает портрет героя. Стремительно взлетает фанфарная тема валторн и низких струнных, сразу же энергично захватывая широкий диапазон; развитие завершается блестящим tutti. Резкий контраст — после общей паузы — образует характеристика врагов героя: крикливые, неуклюжие, суетливые пассажи деревянных духовых в высоком регистре (авторские ремарки: очень резко и колко, скрипуче, а бас — шипя). Им противостоит благородно певучая тема героя, на этот раз омраченная, в глубоких басах струнной и деревянной групп. Следующий эпизод вновь контрастен: солирующая скрипка в длинных виртуозных каденциях рисует женский образ, капризный и изменчивый. Авторские ремарки сменяются каждые несколько тактов: лицемерно томясь, весело, легкомысленно, нежно, несколько сентиментально, игриво, любовно, пылко, гневно, сварливо. В диалог с женским голосом (солирующая скрипка) вступает мужской (виолончели и контрабасы); любовный дуэт развертывается на фоне волшебных глиссандо арф. Внезапно, пробуждая героя от грез, дважды повторяется призыв к битве (три трубы за кулисами). Грандиозная, полная эффектов батальная картина строится на мастерском сплетении тем героя и его врагов. Оглушительная кульминация — победа героя — сменяется эпизодом, рисующим его мирные труды. Звучат темы из всех симфонических поэм Штрауса, оперы «Гунтрам» и даже песни «Грезы в сумерках».

Упоение собственным творчеством дважды прерывается мрачными сомнениями и раздумьями. Пасторальная перекличка английского рожка и валторны подготавливает последний, умиротворенный эпизод. Герой, покинув шумный враждебный мир, на лоне природы вспоминает о врагах (их тема у медных), о подруге (соло скрипки). А завершает поэму, как и открывала ее, тема героя, преображенная теперь в торжественные аккорды медных.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама