Спиричуэл

от англ. spiritual — духовный

Духовные песни американских негров, важнейший жанр их музыкального фольклора. Возникли в юж. штатах США в период рабства, получили широкую известность в 70-80-е гг. 19 в. С. обобщили афр. и англо-кельтские художеств. истоки; в их поэтич. текстах и музыке нашли претворение многие черты англо-кельтских баллад и протестантских гимнов, преображённые и обогащенные носителями иск-ва С. - неграми в соответствии с их собств. художеств. традициями. С. - синтетич. жанр, возникший в процессе взаимодействия двух нац. культур. По существу он представляет собой осн. жанр т.н. афро-амер. фольклора США.

Поэтич. тексты С. в большинстве случаев прямо или косвенно связаны с библейскими образами, однако библейские мотивы в них снижены, фольклоризированы, сочетаются с повествованием о собств. повседневной жизни. Тексты С. представляют собой только своего рода программный заголовок; музыка в них всецело господствует. В её основе всегда лежит легко доступная и выразит. мелодия, своеобразная в ладовом и ритмич. отношениях. Гексахордные и пентатонич. попевки сочетаются в ней с постоянными колебаниями между мажорной и минорной терциями (т. н. блюзовая тональность), сообщающими музыке экзотич. оттенок; часто используются нетемперированные звуки, глиссандирование. Ритмич. своеобразие мелодий С. определяется прежде всего сочетанием характерных ритмич. формул европейского происхождения с элементами синкопирования.

С. поются хором a cappella, образуя гетерофонного склада ткань со сложной системой подголосков. При этом осн. напев с большим мастерством импровизационно варьируется всеми участниками. Т.о., С. исполняются как коллективная импровизация, чем определяются особая свежесть и непосредственность их звучания, большая впечатляющая сила.

С. передают преим. глубоко трагич. настроения, чувство веры, им свойственны одухотворённость и искренность, подлинная поэтичность. Порой в С. звучат и ноты протеста, не чужды им и юмористич. темы. Наряду со сдержанными С. распространены и яркоэмоциональные, включающие экстатические юбиляции, выкрики. После Гражданской войны 1861-65 в США появились нотные записи С. и их обработки в виде произв. для сольного пения с инстр. сопровождением (банджо). В таких обработках мелодии богато орнаментировались; гармонизация представляла собой сложный сплав подголосочной полифонии с традиц. европ. функциональной гармонией. Выработались и нек-рые типичные для С. обороты и приёмы изложения (последования 2 и более септаккордов, получившие назв. "парикмахерские гармонии", запрещённый в акад. гармонии параллелизм и др.). Эти полупрофессиональные сольная и нар. хор. разновидности взаимодействовали, влияя и на светские жанры негр. фольклора, в т.ч. на песни социального протеста.

Многие амер. композиторы 19-20 вв. использовали в произв. мелодии и общий склад С. В их числе - Дж. Гершвин (сцена похоронного причитания и молитва во время грозы в опере "Порги и Бесс"), Р. Гольдмарк ("Негритянская рапсодия" для оркестра), Дж. Пауэлл ("Негритянская рапсодия" для фп. и оркестра). А. Дворжак в 9-й симфонии ("Из Нового Света", 1893) воспользовался напевами С. для воссоздания локального амер. колорита.

Литература: Конен В., Пути американской музыки, М., 1961, доп. 1977, гл. 3.

В. Дж. Конен

реклама

вам может быть интересно

Еврейская музыка Национальные культуры
Саксофон Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Гопак Музыкальные жанры
Лейпциг Города
Коломыйка Национальные культуры
Бухарест Города
Звукозапись Термины и понятия
Аллилуйя Церковная музыка
Раструб Музыкальные инструменты
Мелос Термины и понятия
Украинская музыка Национальные культуры

Реклама