Библиография музыкальная

Категории словаря

(от греч. biblion - книга и grapo - пишу).

\1) Библиографич. пособия (указатели, обзоры, списки, каталоги), дающие систематизированное по тематике, в алфавитном, хронологич., топографич. и др. порядке перечисление и описание работ о музыке (книг и др. печатных изданий, а также рукописей) со стороны содержания и внешнего оформления.

\2) Науч. дисциплина, изучающая историю, теорию, методику и классификацию муз. библиографии.

В зарубежных странах объектом Б. м. является не только лит-ра о музыке, но и муз. произв. (нотные издания и нотные рукописи). В СССР ими занимается нотография, существующая как самостоят. область наряду с Б. м.

Б. м. является вспомогат. отраслью музыковедения, важнейшим разделом муз. источниковедения. Различают два осн. вида Б. м.: научно-вспомогательную (научно-информационную) и рекомендательную. Задача научно-вспомогательной Б. м. - помочь историкам и теоретикам музыки, фольклористам и инструментоведам в их исследовательской работе (в выборе источников, установлении историографии вопроса, поисках материалов о жизни и творчестве отд. музыкантов - композиторов, музыковедов, исполнителей и др.). Задача рекомендательной Б. м. - облегчить читателям выбор лит-ры о музыке; она призвана оказать влияние на этот выбор и тем самым способствовать формированию муз.-эстетич. вкусов, расширению муз. интересов и знаний читателей. В соответствии с этим в Б. м. сложились разл. типы указателей, обзоров, каталогов, аннотированных списков и т. п.: общие - по нац. муз. культуре той или иной страны, отдельным её историч. периодам; тематические - по истории и теории музыки, муз. жанрам, фольклору, инструментоведению, исполнительству и др.; персональные - о композиторах, музыковедах, фольклористах, исполнителях (к ним примыкают и такие справочные издания, как, напр., "Летопись жизни и творчества", "Дни и годы", "Памятка" и др.).

Первые опыты Б. м. относятся к концу 1-й пол. 16 в. Один из самых ранних перечней книг по музыке содержится в библиографич. труде швейцарца К. Геснера "Пандекты... в XXI книге" ("Pandectarum... libri XXI", 1548-49). Однако лишь в 18 в. появляются спец. муз.-библиографич. работы, представляющие интерес гл. обр. с историко-критич. точки зрения. В 18-19 вв. Б. м. получает особенно большое развитие в Германии, где создаются работы, в к-рых складывается методика Б. м. (принципы классификации, описания и др.). Сам термин "Б. м." в них ещё не принят. Нем. авторы использовали названия "музыкальная критика", "музыкальная библиотека", "литература музыки", "музыкальная литература". (Впервые термин "Б. м." был применён во Франции К. Гардетоном в работе "Музыкальная библиография Франции" - "Bibliographie musicale de la France...", изд. в 1822.) Среди этого рода работ выделяются "Музыкальная критика" ("Critica musica", Bd 1-2, 1722-25) И. Маттезона, "Новооткрытая музыкальная библиотека, или основательное сведение наряду с беспристрастным суждением о музыкальных статьях и книгах" ("Neu erцffnete Musikalische Bibliothek, oder grьndliche Nachricht nebst unpartheyischem Urtheil von musikalischen Schriften und Bьchern", Bd 1-4, 1736-54) Л. К. Мицлера, "Руководство к музыкальной учёности" ("Anleitung zu der musikalischen Gelahrtheit", 1758, 1783) Я. Адлунга - первый муз.-библиографич. труд, в к-ром была сделана попытка критич. оценки и логич. классификации материала. Наиболее обстоятельной и содержательной публикацией, ставшей образцом для последующих работ, была "Всеобщая литература музыки" ("Allgemeine Literatur der Musik...", 1792, переизд. 1962) И. Н. Форкеля, включающая критич. обзор 3000 книг и статей по музыке. В ней заметна тенденция к более широкому пониманию Б. м. как науки, в задачу к-рой входит не только систематизация материала, но и раскрытие его содержания, впервые применено подразделение материала на работы по истории и по теории музыки. Опираясь на методику Форкеля, построил свою работу К. Беккер - "Систематически-хронологическое изложение музыкальной литературы" ("Systematisch-chronologische Darstellung der Musikliteratur", Lfg. 1-2, 1836, прил., 1839, переизд., 1964, доп. за 1839-1846 Р. Эйтнера, 1885). В 1829 муз. изд-во Ф. Хофмейстера в Лейпциге выпустило первые "Ежемесячные музыкально-литературные сообщения" "Musikalisch-literarische Monatsberichte"), в качестве продолжения к-рых с 1843 стала выходить "Немецкая музыкальная библиография" ("Deutsche Musikbibliographie") - одно из крупнейших европейских нац. библиографич. изданий, продолжающее выходить в ГДР. С 1852 издаются также сводки отдельных выпусков за каждый год ("Jahresverzeichnis der deutschen Musikalien und Musikschriften"). В 1895 начал издаваться "Ежегодник музыкальной библиотеки Петерс" ("Jahrbuch der Musikbibliothek Peters"), содержащий обширную библиографию лит-ры о музыке. С конца 19 в. Б. м. занимает важное место в муз. журналах (впервые в немецких) в виде самостоят. отделов. Одна из первых Б. м. подобного рода - отдел "Критические заметки и рефераты" ("Kritiken und Referate") в "Квартальнике музыкальной науки" ("Vierteljahrschrift fьr Musikwissenschaft", 1885-94), изд. P. Кризандером, P. Шпиттой и Г. Адлером, в к-ром регулярно публиковались перечни вышедших книг и статей по музыке. В их реферировании принимали участие крупнейшие учёные-музыковеды того времени (О. Флейшер, К. Штумпф и др.). Позднее отделы Б. м. в журналах получили широкое распространение во мн. странах, став одним из важнейших видов библиографич. источниковедения: в Германии - "Журнал" и "Сборники Международного музыкального общества" ("Zeitschrift" и "Sammelbдnde der Internationalen Musikgesellschaft", 1899-1914), "Журнал музыковедения" ("Zeitschrift fьr Musikwissenschaft", 1918-35), продолж. - "Архив музыкальных исследований" ("Archiv fьr Musikforschung", 1936-43), "Архив музыковедения" ("Archiv fьr Musikwissenschaft", 1918-26; 1952-61), "Сообщения Международного общества музыковедения" ("Mitteilungen der Internationalen Gesellschaft fьr Musikwissenschaft", 1928-30), продолж. - "Хроника музыковедения" ("Acta musicologica", с 1931) и др.; во Франции - журнал нац. секции Международного музыкального общества (Sociйtй internationale de musique, сокр. S. I. M.), выходивший в 1905-15 под разл. названиями - "Музыкальный Меркурий" ("Le Mercure musical"), "Французский бюллетень M. M. О." ("Bulletin franзais de la S. I. M.", с 1908), "Музыкальное обозрение" ("Revue musicale", с кон. 1909), "Музыкальный бюллетень" ("Bulletin musical", с 1915); в Италии - "Итальянское музыкальное обозрение" ("Rivista Musicale Italiana", 1894-1934, 1936-43, с 1947), "Новое музыкальное обозрение" ("Nuova Rivista Musicale Italiana", с 1967); в Англии - "Музыка и литература" ("Music and Letters", с 1920); в Польше - "Музыкальный квартальник" ("Kwartalnik muzyczny", 1911-14, 1928-33, 1948-50) и др.

Ценными источниками, содержащими описания редких книжных изданий и рукописей, являются каталоги, публикуемые муз. антиквариатами, напр. нем. фирмой "Липманзон", издававшей с 1872 каталоги своих муз. аукционов. Среди др. музыкально-библиографических работ, начавших выходить в 19 в., - биобиблио-графич. словари, представляющие важные источники Б. м.: в Италии - "Словарь и библиография музыки" ("Dizzionario e bibliografia della musica", v. 1-4, 1826) П. Лихтенталя, в к-ром впервые дано определение Б. м., её задач и целей; Бельгии - "Всеобщая биография музыкантов и общая библиография музыки" ("Biographie universelle des musiciens et bibliographie gйnйrale de la musique, v. 1-8, 1837-44, 1860-65) Ф. Фетиса; доп. (v. l-2, 1870-75, 1878-81) A. Пужена; в Испании - "Биобиблиографический словарь испанских музыкантов" ("Diccionario bibliogrбfico de mesicos espanoles...", n. 1-4, 1881) Б. Сальдони и др. Крупнейшим изданием этого типа, сохраняющим значение, несмотря на нек-рые ошибки и пропуски, является работа нем. музыковеда Р. Эйтнера "Биобиблиографический словарь источников сведений о музыкантах и музыкальных учёных от христианского летоисчисления до середины 19 века" ("Biographisch-bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten der christlichen Zeitrechnung bis zur Mitte des 19. Jahrhunderts", Bd 1-10, 1900-04). Обширные библиографич. материалы содержатся и в работах типа нац. муз. словарей, напр. в книге С. Стреттона "Английские музыкальные биографии" ("British Musical biography", 1897). С нач. 20 в. развитие Б. м. выходит за пределы стран Зап. Европы. О. Соннек своими работами, опубликованными в нач. 20 в., - "Классификация музыки и литературы о музыке" ("Classification of Music and Literature of Music", 1904, доп. 1917), "Каталог оперных либретто, изданных до 1800" ("Catalogue of Opera Librettos printed before 1800", v. 1-2, 1914) и др. - закладывает основы Б. м. в США. Позднее развивается Б. м. в странах Лат. Америки, где первые серьёзные библиографич. труды (гл. обр. по муз. фольклористике) появляются лишь в 1950-е гг.: "Бразильская музыкальная библиография" ("Bibliographia musical brasil",1952) Л. Э. Корреа ди Азеведу; "Библиографический путеводитель по изучению чилийского фольклора" ("Guнa bibliogrбfica para el estudio del folklore Chileno", 1952) В. Саласа; "Словарь американского фольклора" ("Diccionario del folklore americana", v. 1, 1954) Ф. Колуксио; "Библиография изящных искусств в Доминиканской Республике" ("Bibliographia de las bellas artes en Santo Domingo", 1956) Л. Флорен-Лосано. Среди библиографич. указателей по муз. фольклору, особенно в странах Африки и Ближнего Востока, большое значение имеет труд голл. этнографа и музыковеда Я. Кунста "Этнографическое музыкознание" ("Ethnomusicology...", 1959, добавление, 1960), включающий св. 5000 назв. Имеются библиографич. работы, специально посв. афр. музыке. Такова, напр., "Африканская музыка. Краткая аннотированная библиография" ("African music. A brief annotated bibliography", 1964) Д. Л. Тиме и др.

В 50-60-е гг. во мн. странах ведётся большая работа в области Б. м. Среди периодич. изданий международного характера крупнейшими являются: "Музыкальный указатель" ("The musical index") под ред. P. Кречмер и Дж. Роули, представляющий собой библиографию текущей муз. периодики мн. стран и выходящий в США с 1949 ежегодно (ок. 17 000 назв. статей в каждом томе), и "Библиография музыкальной литературы" ("Bibliographie des Musikschrifttums") В. Шмидера, выходящая в ФРГ с 1950 раз в 2 года и охватывающая лит-ру о музыке, издающуюся в европ. странах, в особенности работы исследовательского характера. С 1961 в США издаётся серия небольших монографич. работ "Детройтские библиографии" ("Detroit studies in music bibliography", по 1969 вышло 15 выпусков). В 1963 была издана "Библиография музыковедческих диссертаций, напечатанных на немецком языке в 1861-1960 гг." ("Verzeichnis deutschsprachigen musikwissenschaftlichen Dissertationen, 1861-1960") Р. Шаля. Среди нац. муз. библиографий следует указать на "Библиографический каталог книг о музыке на французском языке" ("Catalogue bibliographique de livres de langue franзaise sur la musique") Ж. Леги, изданный в 1954 (с этого времени ежегодно выпускаются добавления - св. 2000 назв. в каждом), работу "Каталог музыкальной периодики Бельгии" ("Rйpertoire de pйriodique musicaux belges", 1954) A. Риделя, во 2-м разделе к-рой приведён перечень музыковедч. и муз. журналов, ежегодников, альманахов, статей по музыке и др.

Значит. работа в области Б. м. ведётся в ряде социалистич. стран. В ГДР выходят "Немецкая библиотека. Ежегодный указатель немецких нотных изданий и музыковедческой литературы" ("Deutsche Bьcherei. Jahresverzeichnis der deutschen Musikalien und Musikschriften"), являющийся продолжением библиографич. указателя, издававшегося P. Хофмейстером, и серия библиографий "Музыковедческая литература социалистических стран" ("Musikwissenschaftliche Literatur sozialistischer Lдnder" (в 1966 вышли тт. 1-2); в Польше изданы "Библиография Ф. Шопена" ("Bibliographia F. Chopin", 1949, доп. 1954) Б. Э. Сидова, "Библиография польских музыкальных журналов" ("Bibliografia polskich czasopism muzycnych", t. 1, 1955); "Библиография польской литературы о музыке" ("Bibliografia polskiego pismeennictwa muzycznego", 1955) и "Библиография Кароля Шимановского. Материалы за 1906-1958" ("Bibliografia Karola Szymanowskiego. Materialy za lata 1906-1958", в сб.: "Z zycia i twуrczosci Karola Szymanowskiego", 1960) К. Михаловского, "Польская музыка в литературных и общественных журналах. 1864-1900" ("Muzyka w polskich czasopismach literackich i spolecznych. 1864-1900", 1967) Е. Щавиньской; в Венгрии - библиографии музыковедч. трудов Б. Бартока и З. Кодая; в Югославии в журн. "Звук" регулярно публикуются обзоры статей по музыке в отечеств. периодике. В некоторых зарубежных странах издаются специальные муз.-библиографич. журналы: в Австрии - "Австрийская музыкальная библиография" ("Osterreichische Musikbibliographie", с 1949), в Италии - "Музыкально-библиографический бюллетень" ("Bolletino Bibliografico Musicale", с 1931), в США - "Заметки" ("Notes", с 1934) и др. Ряд изданий по Б. м. осуществляется ЮНЕСКО. Важнейшие из них: "Международный каталог музыкальной литературы" ("Rйpertoire International de la Littйrature Musicale", сокр. RILM) - аннотированная библиография текущей литературы о музыке (книги и важнейшие статьи), издающейся в разл. странах (изд. с 1967, поквартально), и "Международный каталог музыкальных источников" ("Rйpertoire International des Sources Musicales", сокр. RISM) - описание книг, нот и муз. рукописей (до 1800), хранящихся в б-ках разл. стран (изд. с 1960). Оба эти библиографич. указателя изд. международными об-вами музыковедения и ассоциациями муз. библиотек.

В России первые опыты Б. м. появились позже нотографии и относятся к концу 1840-х гг. В 1849 известный этнограф-фольклорист, археолог и палеограф И. П. Сахаров опубликовал "Исследование о русском церковном песнопении" - обзор и перечень рукописей и печатной литературы по древнерусскому церковному пению. В 1882 вышла в свет первая крупная работа в области рус. Б. м. - "Музыкальные альманахи XVIII века", принадлежащая библиографу H. M. Лисовскому. Им же позднее были составлены: "Русская литература по истории музыки за последние 50 лет, 1838-1889" (в его кн.: "Музыкальный календарь-альманах и справочная книжка на 1890 год", СПБ, 1889); "Обозрение литературы по театру и музыке за 1889-1891 гг. Библиографический очерк" (СПБ, 1893). Он является и автором первой летописи жизни и творчества рус. музыканта - "Летописи событий в жизни и деятельности А. Г. Рубинштейна" (СПБ, 1889). Одновременно с Лисовским др. видный библиограф В. И. Межов в 1882 привёл Б. м. в виде самостоят. раздела, с особой классификацией, в своей многотомной "Русской исторической библиографии за 1865-1876" (отд. оттиск - СПБ, 1884, совм. с Н. П. Собко). Эти работы положили начало рус. Б. м. Вслед за Лисовским и Межовым А. Е. Молчанов опубликовал "Библиографический указатель литературы о А. Н. Серове и его произведениях" (СПБ, 1888, дополнение к нему Межова - журн. "Библиограф", 1889, No 12) и "Библиографический указатель критических статей П. И. Чайковского" ("Ежегодник императорских театров". Сезон 1892/93), И. А. Корзухин - библиографич. очерк "Александр Сергеевич Даргомыжский. 1813-1869" ("Артист", 1894, кн. 6 (38)). В дальнейшем развитии рус. Б. м. большую роль сыграл H. P. Финдейзен, к-рый первым среди рус. музыковедов оценил значение библиографии и уделял ей большое внимание. Ему принадлежат "Библиографический указатель музыкальных произведений и критических статей Ц. А. Кюи" (СПБ, 1894), "Библиографический указатель материалов для биографии А. Н. Верстовского" и дополнение к нему ("РМГ", 1899, No 7 и 48), "Список русских книг по музыке, изданных в 1773-1873 годах" (сб. "Музыкальная старина", вып. И, СПБ, 1903). Финдейзен составил также первую обширную библиографию литературы о М. И. Глинке ("Русский биографический словарь", том (5) Герберский - Гогенлоэ, СПБ, 1917) и др. Большое место Б. м. Финдейзен отводил в издававшейся им с 1894 "Русской музыкальной газете", к к-рой в 1913-1916 выпускалось спец. приложение - "Библиографический листок". В 1908 вышел справочник И. В. Липаева "Музыкальная литература. Указатель книг, брошюр и статей по музыкальному образованию" (просмотренное и дополненное, М., 1915). Полезными для своего времени опытами систематизации материала были "Указатель статей за 10 лет. 1894-1903" и "Систематический указатель содержания "Русской музыкальной газеты" 1904-1913", составленные С. Г. Кондрой. К нач. 20 в. появляются библиографич. работы, посв. отдельным спец. темам, напр. "Указатель книг, брошюр, журнальных статей и рукописей по церковному пению" А. В. Преображенского (Екатеринослав, 1897, М., 1910), "Библиографический указатель книг и статей по музыкальной этнографии" А. Л. Маслова (в кн.: "Труды музыкально-этнографической комиссии..." т. 1-2, М., 1906-1911), "Опыт библиографического указателя по литературе о русской народной песне" Н. И. Привалова (в сб.: "Славянские концерты... Горленко-Долиной...", СПБ, 1909). Среди библиографич. работ по муз. фольклору, помещённых в общих библиографич. трудах, - разделы лит-ры о музыке разл. народов России в "Библиографическом указателе русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1700-1910 гг. (Жилище. Одежда. Музыка. Искусство. Хозяйственный быт)" Д. К. Зеленина (СПБ, 1913).

Советские библиографы, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, достижения советского музыковедения, значительно расширили рамки Б. м. С сер. 20-х гг. по 1941 в развитии советской Б. м. большую роль сыграли работы З. Ф. Савеловой, в особенности её аннотированные обзоры иностранных книг и статей зарубежной муз. периодики, публиковавшиеся в журнале "Музыкальное образование" (1925-30), М. П. Алексеева - "Материалы для библиографического указателя русской литературы о Бетховене" (вып. 1-2, Одесса, 1927-28) и "Франц Шуберт. Материалы для библиографического указателя" (в сб.: "Венок Шуберту. 1828-1928. Этюды и материалы", М., 1928), разработанные им совм. с Я. З. Берманом; Р. И. Грубера - ""Rossica" в германской музыкальной периодической литературе восемнадцатого и первой половины девятнадцатого века" ("De musica", Л., 1926, вып. 2) и его же аннотированный указатель литературы в кн.: "Рихард Вагнер" (М., 1934); А. Н. Римского-Корсакова - "Музыкальные сокровища Рукописного отделения Государственной публичной библиотеки имени M. E. Салтыкова-Щедрина. Обзор музыкальных рукописных фондов" (Л., 1938), а также осуществлённые под его руководством - "Русская музыкальная библиография за 1925 год" (в сб. "De musica", вып. 1, Л., 1925, вып. 2, Л., 1926) и библиографич. указатель лит. трудов В. Г. Каратыгина, включающий св. 900 назв. (в кн. "В. Г. Каратыгин. Жизнь. Деятельность. Статьи и материалы", вып. 1, Л., 1927); "Библиография о М. П. Мусоргском него произведениях (1860-1928)", сост. С. А. Детиновым, О. П. и П. А. Ламм, С. С. Поповым, С. М. Симоновым и З. Ф. Савеловой (в сб.: "М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня его смерти. 1881-1931. Статьи и материалы", М., 1932); "Литература о П. И. Чайковском за 17 лет (1917-1934)", сост. H. M. Шеманиным (в сб.: "Музыкальное наследство", вып. 1, М., 1935); "Музыкальная литература. Библиографический указатель книг и журнальных статей о музыке на русском языке" (Л., 1935) Г. П. Орлова. Ряд работ публикуется в журнале "Советская музыка": "Русские книги о музыке, вышедшие в СССР в 1932 году" (1933, No 1), А. А. Штейнберг - "Музыкальная периодика за 15 лет. 1917-1932" (1933, No 2), З. Ф. Савеловой и т.н. Ливановой - "Указатель литературы о Н. А. Римском-Корсакове" (1933, No 3) и "Указатель музыкальной периодики за 15 лет. 1917-1932" (1933, No 6), В. В. Хвостенко - ""Вагнериана". Материалы к библиографическому указателю литературы на русском языке о Рих. Вагнере" (1934, No 11), "Лист в Петербурге" (1936, No 11) и "Лист в России" (1936, No 12). Библиографич. заметки и обзоры лит-ры о музыке регулярно помещались в журналах "Музыкальная новь" (1923-24), "Музыкальное образование" (1925-31), "Музыка и революция" (1926-1929), "Радянська музика" (1933-34, 1936-41) и др., а также в общих журналах и бюллетенях, напр. "Книгоноша", в к-ром в 1923-24 в разделе "Сводка вновь вышедших книг" печатались библиографич. заметки и обзоры К. А. Кузнецова о вновь вышедших муз. книгах и брошюрах. Обстоятельные библиографич. указатели приводятся в большинстве оригинальных переводных изданий по вопросам зарубежной музыки, выходивших в 1920-30-х гг. под ред. М. В. Иванова-Борецкого. В их числе - библиографич. указатель, составленный З. Ф. Савеловой к переводу монографии А. Швейцера "И. С. Бах" (М., 1934). Эта традиция нашла продолжение и в последующие десятилетия (библиографич. указатель литературы о Л. Бетховене, составленный Н. Л. Фишманом для 2-го издания книги A. A. Альшванга "Людвиг ван Бетховен", М., 1963, указатель литературы о И. С. Бахе, приложенный Я. И. Мильштейном к его книге "Хорошо темперированный клавир И. С. Баха", М., 1967, и др.). В 1932-40, 1941, 1942 и 1945 списки книг и статей о музыке печатались в "Летописи музыкальной литературы" (изд. с 1931). Библиографические перечни книг о музыке в виде каталогов выпускались Музыкальным сектором Госиздата (1926). Один из первых библиографических обзоров по музыкальному искусству советских национальных республик - книга П. П. Хороших "Музыкальные инструменты, театр и народные развлечения бурят-монголов" (Иркутск, 1926).

После Великой Отечественной войны 1941-45 начался новый период в развитии сов. Б. м., отмеченный возросшим науч. уровнем и количеств. ростом библиографич. работ, расширением и углублением тематики. Среди библиографич. трудов о рус. композиторах и музыковедах - капитальная глинкиана (3336 назв.), составленная Н. Н. Григорович, О. В. Григоровой, Л. Б. Киссиной, О. П. Ламм и Б. С. Яголимом (в сб. "М. И. Глинка", М., 1958); библиография сочинений Б. В. Асафьева, составленная Т. П. Дмитриевой-Мей и Б. В. Саитовым (в кн. "Избранные труды", т. 5, М., 1957, хронологич. указатель музыковедч. работ включает 944 назв.), И. И. Соллертинского, сост. О. А. Гейниной (в кн. "Избранные статьи о музыке", Л.-М., 1946, доп. в кн. "Критические статьи", Л., 1963); работы Б. С. Яголима - "Рахманинов и театр" (в кн. "С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей", М., 1947), "Библиография статей о Рахманинове" (в кн. "С. В. Рахманинов. Сборник статей", М.-Л., 1947), "Библиография литературы о Бородине" (в кн. Дианина С. A., "Бородин. Жизнеописание, материалы и документы", М., 1955), "Литература на русском яз. о Шопене" (в сб. "Фридерик Шопен. Ст. и исследования сов. музыковедов", М., 1960) и др.; Г. Б. Бернандта - "Библиография С. И. Танеева" (в его кн. "С. И. Танеев", М., 1950) и его же "Библиография изданных музыкально-литературных работ В. Ф. Одоевского. 1822-1869" (в кн. "В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие", М., 1956); коллектива авторов - "В. В.Стасов. Материалы к библиографии. Описание рукописей", М., 1956); С. М. Вильскер - "Библиография Н. А. Римского-Корсакова. 1917-1957" (в кн. "Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы", Л., 1959); Б. С. Штейнпресса - обширные библиографические материалы об А. А. Алябьеве (в монографии "Страницы из жизни А. А. Алябьева", М., 1956); библиография научно-критич. работ А. В. Оссовского, сост. М. П. Блиновой (в сб. "А. В. Оссовский. Избранные статьи, материалы", Л., 1961); В. А. Киселёва - библиография работ о Вас. С. Калинникове (в сб. "Василий Калинников. Письма, документы, материалы", сост. В. А. Киселев, т. 1-2, М., 1959), библиография опубликованной переписки М. А. Балакирева (в сб. "М. А. Балакирев. Воспоминания и письма", Л., 1962); библиография отечественных публикаций о А. Дворжаке (в сб. "Антонин Дворжак", сост. и общая ред. Л. С. Гинзбурга, М., 1967); H. H. Григорович - Библиография о Бетховене на русском языке (в сб. "Бетховен", вып. 2, М., 1972, 1120 назв.). Среди работ более широкого профиля - библиография (св. 1000 назв.), приведённая т.н. Ливановой во 2-м томе её работы "Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом" (М., 1952); "Русская музыкальная периодика до 1917 года" Б. С. Яголима (в сб.: "Книга. Исследования и материалы", сб. 3, М., 1960). Созданы обобщающие труды такого типа, как библиографические указатели "Литература о музыке. 1948-1953" и "Литература о музыке. 1954-56" С. Л. Успенской, охватывающие все стороны муз. культуры. В дальнейшем это издание было продолжено С. Л. Успенской в сотрудничестве с Б. С. Яголимом ("Советская литература о музыке. Библиографический указатель за 1957", М., 1958), Г. Б. Колтыпиной ("Советская литература о музыке. Библиографический указатель книг, журнальных статей и рецензий за 1958-1959", М., 1960), А. Л. Колбановской, И. И. Старцевым и Б. С. Яголимом ("Советская литература о музыке. 1960-1962", М., 1967), А. Л. Колбановской, Г. Б. Колтыпиной и Б. С. Яголимом ("Советская литература о музыке. 1963-1965", М., 1971). В эти же годы была издана работа И. И. Старцева "Советская литература о музыке (1918-1947). Библиографический указатель книг" (М., 1963). Выходит капитальный труд т.н. Ливановой "Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века" (вып. 1, М., 1960; вып. 2, М., 1963; вып. 3, М., 1966; вып. 4, кн. 1, М., 1967; вып. 4, кн. 2, М., 1968; вып. 5, кн. 1, М., 1971; вып. 5, кн. 2, М., 1972 (совм. с O. A. Виноградовой); вып. 1-5 (кн. 1-2) охватывают период 1801-70; изд. продолжается). В этой аннотированной работе с большой полнотой перечислены статьи по музыке, публиковавшиеся в рус. дореволюц. периодич. печати. Выпускам предпосланы вступ. статьи составителя, раскрывающие особенности рус. муз. журналистики и муз. критики на определённом этапе их развития. Издаётся библиографический словарь "Кто писал о музыке" Г. Б. Бернандта и И. М. Ямпольского, включающий перечни работ муз. критиков и др. лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР (т. 1, А-И, М., 1971; т. 2, К-П, М., 1973). Совершенно новое и оригинальное явление в отечественной муз. библиографии - реферативный указатель книг "Зарубежная литература о музыке" П. X. Кананова и И. П. Вулых, начавший выходить отд. выпусками с 1962 под общей ред. Г. М. Шнеерсона. Хотя указатель включает лишь часть издававшейся за рубежом книжной лит-ры по музыке (книги, имеющиеся в осн. моск. б-ках), в нём представлен широкий круг вопросов истории мировой муз. культуры, теории, философии и эстетики муз. иск-ва, проблем совр. муз. творчества, фольклора, акустики, исполнительства и мн. др. О книгах даются развёрнутые реферативные справки. Вышли вып. 1-3, охватывающие период времени с 1954 по 1958 (вып. 1. Реферативный указатель книг за 1954-1958 гг., М., 1960; вып. 2. Музыкальная культура стран Европы, М., 1963; вып. 2, ч. 2. Музыкальная культура народов Азии, Африки, Америки, Австралии, Океании, М., 1967; вып. 3, ч. 1. Виды и жанры музыки, М., 1966; вып. 3, ч. 2, М., 1968) и вып. 1 за период 1959-66 (М., 1972). Ценный вклад в советскую Б. м. внесли работы Г. Б. Колтыпиной "Библиография музыкальной библиографии. Аннотированный перечень указателей литературы, изданной на русском языке" (М., 1963, дополнение за 1962-1967 - М., 1970) и "Справочная литература по музыке... 1773-1962. Словари. Сборники биографий. Календари. Хроники. Памятные книжки. Путеводители. Сборники либретто. Сборники цитат" (М., 1964). Перечень и характеристика библиографических словарей деятелей музыкальной культуры даны в работе И. М. Кауфмана "Русские биографические и биобиблиографические словари" (М., 1955), музыкально-терминологических словарей - в его же работе "Терминологические словари" (М., 1961). Библиография музыкального фольклора представлена в работах М. Я. Мельц "Русский фольклор. Библиографический указатель. 1945-1959" (М., 1961) и В. М. Сидельникова "Русская народная песня. Библиографический указатель. 1735-1945 гг." (М., 1962). По рекомендательной библиографии имеется широко аннотированная работа А. И. Ступеля и В. Я. Трайнина "Среди книг о музыке" (вып. 1-5, Л., 1961-65).

Библиографии работ сов. музыковедов приведены в сб. их трудов: Ю. В. Келдыша ("Критика и журналистика", М., 1959), В. М. Богданова-Березовского ("Статьи о музыке", Л., 1960), М. С. Друскина ("История и современность", Л., 1960), И. Ф. Бэлзы ("О славянской музыке", М., 1963), В. М. Городинского ("Избранные статьи", М., 1963), Ю. А. Кремлёва ("Избранные статьи", Л., 1969), Л. С. Гинзбурга ("Исследования и статьи", М., 1971), в юбилейных сборниках ("От Люлли до наших дней". К 60-летию со дня рождения Л. А. Мазеля. Сб. статей, М., 1967); библиографии статей сов. композиторов приведены в сб. "Н. Я. Мясковский" (т. 2, М., 1964), "В. Я. Шебалин. Статьи, воспоминания, материалы" (M., 1970) и др., а также в библиографич. разделе нек-рых нотографич. справочников - Е. Л. Садовникова ("Д. Д. Шостакович", М., 1959; содержит также перечень статей о жизни и творчестве Шостаковича) и др. Опубликован и ряд библиографических работ о композиторах союзных республик - Я. Озолине (Фрейман A., Композитор Ян Озолинь... Библиография, Елгава, 1958, на латышском языке), Комитасе (Теймуразян H. A., Комитас... Библиография, Ереван, 1957, на армянском и русском языках), М. Екмаляне (Теймуразян H. A., Макар Екмалян. Краткая библиография, Ереван, 1959, на армянском языке).

Перечни лит-ры о музыке систематически публикуются в изданиях Всесоюзной книжной палаты - "Книжной летописи", "Летописи журнальных статей", "Летописи газетных статей" и "Ежегоднике книги". Работу в области Б. м. ведут республиканские Книжные палаты и библиографич. отделы республиканских б-к. Раздел, посв. лит-ре о музыке, имеется в ежегоднике "Библиография музыкальных произведений", издаваемом Книжной палатой Груз. ССР, в аннотированном указателе Е. И. Новиченко и О. М. Сальниковой "Искусство Киргизской ССР" (Фрунзе, 1958), в книге К. М. Гудиевой, В. С. Крестенко и H. М. Пастухова "Искусство Северной Осетии" (Орджоникидзе, 1959), в фундаментальной работе, опубликованной Книжной палатой УССР, - "Музыкальная литература УССР. 1917-1965. Библиографический справочник", в к-рой наряду с нотографией приведён перечень книг по музыке, изд. в этот период (на укр. яз., Харьков, 1966). Среди др. работ, посв. муз. иск-ву сов. нац. республик: кн. В. М. Сидельникова "Библиографический указатель по казах. устному творчеству", вып. 1-1771-1916 (A.-A., 1951), указатель книг, брошюр, журналов и газет, где помещались сведения о казах. быте и нар. муз. творчестве (в кн.: Жубанов А. Струны столетий, A.-A., 1958) и др. Большую работу в области Б. м. проводят Сектор источниковедения и библиографии Ленингр. научно- исследовательского ин-та театра, музыки и кинематографии, научные муз. б-ки Моск. и Ленингр. консерваторий, Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина (Москва), Гос. публичная б-ка им. M. E. Салтыкова-Щедрина (Ленинград). Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина с 1968 выпускает ежемесячные библиографич. указатели "Новая советская литература по искусству" (книги и статьи), содержащие разделы "Музыка" и "Музыкальный театр". Литература о музыке представлена и в общих библиографиях (издания Всесоюзной книжной палаты), во многих библиографиях страноведческого и краеведческого характера, в библиографиях др. отраслей знания (педагогики, этнографии и пр.).

Литература: Успенская С. Л., Библиография музыкальной литературы, "Сов. библиография", 1950, вып. 1(30), с. 71-85; Петровская И. Ф., Справочно- библиографическая работа по вопросам театра и музыки в научно-исследовательских и других учреждениях Ленинграда, в сб.: Театр и музыка. Документы и материалы, М.-Л., 1963; Данько Л., Изучение и публикация источников, 2, Справочная литература, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 6-7, Л., 1968; Sonnek О., Classification of music and literature of music, Wash., 1917; Brenet M., Bibliographie des bibliographies musicales, "Annйe musicale", 1913, No 3; Mayer К., Ьber Musikbibliographie, в кн.: Festschrift fьr Johannes Wolf, Lpz., 1929; Deutsch О. Е., Music bibliography and catalogues, "The Library", L., 1943, III; Hopkinson C., The fundamentales of music bibliography, "Fontes Artis Musicae", 1955, No 2; Hoboken A. van, Probleme der musikbibliographischen Terminologie, там же, 1958, No 1; Klemancic J., Problematika muzicke bibliographia u Jugoslavyi, "Zwuk", 1968, No 87-88.

И. М. Ямпольский

реклама

вам может быть интересно

Аккорд Термины и понятия
Цветной слух Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Совершенная система Термины и понятия
Граммофон Музыкальные инструменты
Двойной канон Термины и понятия
Реализм Течения в искусстве
Lent, лан Балет и танец
Оперные театры Опера, вокал, пение
Юмореска Музыкальные жанры
Секстаккорд Термины и понятия
Хроматическая система Термины и понятия
Фанданго Балет и танец

Реклама