Тальянка

Категории словаря

искажение слова «итальянка»

Обобщённое народное название вятских, вологодских, бологоевских и новоржевских видов русской гармони. В конце 19 в. эти виды гармони в Центральной России стали именовать тальянками, вероятно, из-за сходства с инструментами, на которых играли уличные бродячие иностранные музыканты (гл. обр. итальянцы, в народе - "тальянцы"). Назв. "Т." утвердилось благодаря популярности песен, частушек, лирич. стихов, в к-рых воспевалась эта гармоника. Т. имели клавиатуры, содержащие 1-5 рядов клавиш (вятская - 1 ряд, вологодская - 1-2 ряда, бологоевская и новоржевская - в основном 3-5 рядов). Тембр Т. сочный, т. н. объёмный - у Т. звучали одноврем. 2, иногда 3 (бологоевская, новоржевская), 4 и 5 голосов (вятская, вологодская), настроенных в разных октавах (верхний ряд также в дуодециму). Часто внутри инструмента помещалось спец. акустич. шумовое устройство, усиливавшее звучание. При сжатии и разжиме мехов каждой клавише у бологоевской и новоржевской отвечали разные звуки, у вятской и вологодской - одинаковые. Строй - натуральный мажор; каждый след. ряд многорядной клавиатуры давал звуки в смежной тональности (по кварто-квинтовому кругу). Аккомпанемент: тоника - субдоминанта - доминанта. В нач. 20 в. стали изготовляться Т. с дополнит. параллельным минорным аккордом.

Литература: Мирек А. М., Справочник по гармоникам, (М.), 1968, с. 48, 58; его же, "...И звучит гармоника", М., 1979.

А. М. Мирек

реклама

вам может быть интересно

Цимбалы Музыкальные инструменты
Раструб Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Балалайка Музыкальные инструменты
Романс Музыкальные жанры
Индийская музыка Национальные культуры
Балетоман Балет и танец
Трембита Музыкальные жанры
Распев Церковная музыка
Армянская музыка Национальные культуры
Лютня Музыкальные инструменты
Сказители Термины и понятия
Английская музыка Национальные культуры

Реклама