Туонг

Категории словаря

Туонг (tuong) — вьетнамский классический музыкальный театр. Согласно историческим свидетельствам, театр Туонг сложился во Вьетнаме в 11–13 вв. на основе театральных представлений чо туонг и хат кой-чан, включавших в себя танцы, пение, акробатику, сцены, изображающие сражения, и т. д. В 1285 в период правления императора Чан Нян Тонга благодаря деятельности пленного китайского актёра Ли Нгуен Ката при вьетнамском дворе была сформирована первая труппа Туонга. С 1437 Т. стал официальным придворным театральным жанром, в период с 15 по 19 вв. интенсивно развивался при поддержке императорских династий.

В 1804 в городе Хюэ построено первое здание Вьетнам. т-ра, а позднее по приказу имп. Ты Дыка (1848–1883) сформирована имп. труппа с театр. школой «Хак бо динь» при ней. Для создания репертуара Т. привлекались выдающиеся поэты и музыканты того времени, напр. Дао Зуй Ты (1572–1634); имена авторов произв., написанных для т-ра Т. до 19 в., остались неизвестными; в 19 в. для т-ра Т. писал вьетнам. драматург Дао Тан (1848–1908). Он создал ок. 20 пьес, сюжеты к-рых обнаруживают влияние китайского классич. т-ра, однако их образное содержание отличается нац. самобытностью.

В кон. 19 в. сложился жанр туонг до, положивший начало сатирич. направлению в т-ре Т. Пьесы в жанре туонг до создавались такими видными драматургами, как Динь Фыонг, Нго Куй Донг, Нгуен Чонг Чи и др. В ранний период франц. колониального господства нек-рые драматурги (Хоанг Као Кхай, Нгуен Тхан и др.) использовали Т. с целью пропаганды нового режима, установленного колониальными властями. В свою очередь, прогрессивные драматурги создали ряд новых патриотич. пьес (напр., «Чынг Ны выонг»- «Воительницы Чынг» Фан Бой Тяу, «Донг, а сонг фунг» — «Восточноазиатские козни» Нгуен Хыу Тиема и др.). Последнее десятилетие 19 в. характеризуется влиянием европ. романтизма на все виды вьетнам. нац. иск-ва, в т. ч. и на классич. т-р, что выразилось в изменении сюжетов (от героических к лирическим), а также в характере спектаклей, утративших многие черты, присущие классич. т-ру. В период с 1925 по 1945 в связи с развитием нового вида театр. иск-ва реформаторского т-ра Юга (кай лыонг) классич. т-р пришёл в упадок, с 1940 по 1950 пьесы классич. репертуара сошли со сцен большинства т-ров. После Августовской революции, в 1950-е гг., Т. возродился, обогатившись совр. формами выражения. В 60-80-е гг. 20 в. ставятся пьесы из традиц. репертуара Т., посвящённые героич. прошлому Вьетнама, нац.-освободит. борьбе против иноземных захватчиков (напр., «Семья сумасшедшей» Нгуен Лая). В сельской местности Т. существует в форме традиц. т-ра, что, однако, не даёт основания причислять его к истинно традиционному театру, каковым во Вьетнаме являются тео, руа нуок (кукольный театр) и др.

Все элементы т-ра Т. — сюжет, персонажи, музыка, танцы и жесты, грим и костюмы связаны с определ. символикой. Напр., в пьесе «Ван Быу Чинь туонг» («Десять тысяч драгоценностей Тыонга») Дао Тана действующие лица представляют собой персонифицированные медикаменты, в пьесе «Куан суонг хиен тхюи» («Собрание ароматов, приподносимых на счастье») того же автора — разл. цветы. В классич. т-ре, как и в тео, осн. способом выражения является мелодекламация, перемежаемая разговорной речью (ной ве) и изредка пением. В мелодекламации, отражающей характерные черты нац. просодии (вьетнам. яз. тонален), используется более 100 разл. попевок, организованных определ. метроритмич. формулами; каждая из попевок символизирует характер того или иного персонажа (напр., напев безумной женщины), эмоциональное состояние героя в к.-л. момент (напр., напев разлуки), конкретную сценич. ситуацию (напев столкновения 2 персонажей-соперников). Моменты собственно пения в Т. редки, и переход к нему от мелодекламации столь плавен, что подчас его трудно уловить. Пение основано на следующих мелодич. типах: бай бан и хат — напевы с оформленной ладомелодич. и метроритмич. структурой; диеу — попевки, строго сохраняющие лишь принадлежность к определ. ладу. Пение типа хат включает 2 разновидности — хат хать и хат нам, сложившиеся в муз. практике традиции Хюэ. Хат хать отличается мужеств. характером и используется обычно в военных сценах и конфликтных ситуациях (лад бак, антифонная манера исполнения). Хат нам — лирич., печальные мелодии в ладу нам.

В классич. вьетнам. т-ре музыка подчинена закономерностям развития словесного текста, представленного как прозой, так и стихами. Мелодекламация в прозе применялась для разъяснения смысла стихотворных разделов (чаще всего на кит. яз.) и называлась лой хуонг. Партия оркестра в т-ре Т. выполняет функцию связующего звена между всеми элементами театр. представления: разговорными и мелодекламац. разделами, танцами и жестами и т. д. Среди осн. ударных инструментов: чонг чан — военный барабан, чонг ком — «рисовый» барабан, донг да — маленький гонг, тяп шап — тарелочки, фать — трещотки и т. д. Ведущим инструментом ударной группы оркестра является барабан чонг чиен, при игре на к-ром применяется до шести разл. способов звукоизвлечения. Помимо ударных, в оркестр входят сона (тип гобоя), флейта шао, 3-струн. лютня дан там, 2-струн. скрипка дан ни. Танец является важнейшим элементом спектакля т-ра Т., раскрывающим эмоциональное состояние персонажей: напр., танцы «Во бо», «Бо санг» выражают удивление, а танцы «Ma лан» и «Бо канг» используются в трагич. ситуациях. Танец в Т. — преим. мужской, отличается острым пластич. рисунком, сопровождается разл. акробатич. трюками. До 40-х гг. 20 в. все роли в Т., в т. ч. и женские, исполнялись мужчинами. В дальнейшем в спектаклях стали участвовать и женщины.

Персонажи классич. т-ра представлены следующими категориями: актёры-воины — туонг, молодые актёры — кеп, актёры-старики — лао, актрисы — дао, «пудра»- бот (термин «пудра» применяется по отношению к актёрам, исполняющим второстепенные роли; их грим ограничивался нанесением на лицо пудры). Актёры выступают в масках, к-рые в зависимости от характера персонажа окрашены в разные цвета: маски, олицетворяющие людей храбрых, верных и преданных, окрашиваются в красный цвет; белый цвет означает людей жестоких, зелёный — жителей долин, чёрный — жителей горных районов. Маски отражают и эмоциональное состояние героев: широко раскрытые глаза — ужас, приподнятые брови — удивление и т. д.

Литература: Соulеt G., Le theatre annamite classique, Toulon, 1928; Doan N’фng, Nghe thuвt va su' tich hбt bв, Hа-nфi, 1943; Bowers F., Theatre in the East. A survey of Asian dance and drama, L., 1956; Trвn van khк, Vietnam Het traditionele theatre, P., 1960; его же, La musique vietnamienne traditionnelle, P., 1962; Mich Ouang, Tim, Hiкu Nghк Thuвt Tu’фng, Hа-nфi, 1963; Nguyкn Dac Xuвn, Vаi Tai Lieu Hбt Bфi Dт’i Nguyкn, «Nghiкn Cu’u Viкt-nam», 1966, n. 1; Вrandon J. R., Theatre in southeast Asia, Camb., (Mass.), 1967; Trвn Van Khai, Nghк-thuвt sвn Kh’вi Viкt-nam, Saig-тn, 1970; Hoаng Chвu Kэ, Sт Khвo lieh su' nghк thuвt tuфng, Hа-nфi, 1973; Nguyen Thi Nhung, Nghкsi tu’фng, Nguyкn Lai, Hа-nфi, 1975; Rham Duy, Musics of Vietnam, L.-Amst., 1975.

E. В. Васильченко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Вьетнамская музыка
Вьетнамский классический танец

реклама

вам может быть интересно

Норвежская музыка Национальные культуры
Фагот Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Диапазон Теория музыки
Grave, граве Теория музыки
Сиринкс Музыкальные инструменты
Бирманская музыка Национальные культуры
Музыкальные инструменты Термины и понятия
Пуанты Балет и танец
Зальцбург музыкальный Национальные культуры
Флексатон Музыкальные инструменты

Реклама