Тео

Категории словаря

Тео (cheo) — традиционный Вьетнамский театр. Термин «Тео» произошёл от названия «фыонг тео бой», которое носили полупрофессиональные музыкальные ансамбли, использовавшиеся как в траурных церемониях, так и для увеселения публики.

Театр Тео начал складываться ещё в 11–12 вв. в Сев. Вьетнаме. Первоначально исполнителями были крестьяне, к-рые незадолго до назначенного представления объединялись в труппы, репетируя под руководством ведущего, называвшегося онг чам. Спектакли обычно ставились на площадках перед пагодами или общинными домами в очень скромном оформлении: актёры играли на циновке, к-рую с трёх сторон окружали зрители. Участники представления выступали в повседневной одежде, грим почти не применялся, декорации отсутствовали; спец. костюмом и сложным гримом выделяли шута. Репертуар Т. включал постановки сказок, легенд (напр., «Лыу бинь Зыонг Ле» или «Куан ан тхи кинь»), историй из крестьянской жизни, в к-рых критиковались феод. порядки, мораль мелких чиновников и богатеев.

Особую популярность т-р Т. получил в правление Ле Хиен Тонга (1740–86). К нач. 20 в., распространившись в городах, он превратился в проф. театр, заимствовав нек-рые элементы классического театра туонг. Иск-во т-ра Т. стало по существу городским. С 1913 т-р Т. стал называться «тео ван минь», что означает «гор. цивилизованный традиц. театр». Пьесы, исполнявшиеся ранее без перерыва, стали разделяться на акты; спектакли давались уже не на открытом воздухе, а в спец. помещениях с оборудованной сценой, декорациями, костюмами. Обновлению репертуара Т. способствовала деятельность известного музыканта и драматурга Нгуен Динь Нги, к-рый ввёл в свои пьесы новые персонажи, а также новые мелодии, отчасти из области традиц. музыки. Новый реформаторский театр Юж. Вьетнама, быстро завоевавший популярность по всей стране, оттеснил т-р Т. на 2-й план. Он сохранился только в сельских местностях, а к 1940 был практически забыт. В 70-е гг. 20 в. началось возрождение традиций т-ра Т.

В театре Тео используются разговорная речь, мелодекламация и пение. Разл. виды разговорной речи применяются в качестве вступления к пению. Мелодекламация служит связующим звеном между фрагментами пения; переход от мелодекламации к пению осуществляется почти незаметно. Пение в Т. является главнейшим средством выражения. Существует большое количество мелодич. фрагментов (они представляют почти все виды традиц. пения), под к-рые в зависимости от содержания пьесы «подкладываются» разл. стихотворные тексты. Каждый из фрагментов обладает строго определенной ладово-мелодич и метроритмич. структурой, что делает возможным его неоднократное воспроизведение (в т. ч. и в инстр. сопровождении). Мелодику Т. характеризуют 5 осн. ритмич. формул: «нип кать» — последовательность неравных длительностей; «нип дуой» — интенсивная ритмич. пульсация; «нип сеп» — сложный ритмич. рисунок; «нип дат» — несовпадение ритмич. движения 2 мелодич. линий; «нип шо» — замедленная ритмич. пульсация. Мелодика песни часто варьируется в зависимости от сценич. ситуации и характера персонажа, исполняющего ту или иную песню. В связи с этим одна и та же мелодия может иметь разл. названия. Во время исполнения певцы присоединяют к оригинальному тексту множество добавочных слогов, поэтому иногда он узнается с трудом. Первоначально оркестр Т. включал флейту (дить), лютню в форме луны (дан нгует), двуструнную скрипку (дан ни), барабаны (чонг ком, чонг тяу), гонги (чань ла, кай дау); в 70-е гг. 20 в. его состав значительно расширился: помимо традиционных национальных используются европ. инструменты. Поначалу содержание пьесы пояснялось простыми жестами; позднее сложились разл. виды символич. танцев, характеризующих опредсл. персонаж или конкретную ситуацию; напр., танец «муа ву куи» исполнялся во время свадьбы, а «муа зеп дам» сопровождал хождение вокруг алтаря и т. д. В процессе исполнения актер может импровизировать как в пении, так и в жестах, танце. Жен. персонажи в пьесах Т. были ведущими. В песнях Т. воспеваются мудрость, трудолюбие женщин и высмеиваются глупость и лень мужчин. Жен. персонажи обычно сравнивают себя с животными и птицами, напр. с бабочкой, тетеревом, усталой совой, нежной кошкой, но чаще всего с журавлями — священной птицей во Вьетнаме.

Литература: Hгуен Л., Вьетнамский крестьянский театр «тео», «Советская этнография», 1979, No l; TranVan Khe, Le theatre vietnamien, в сб.: Les theatres d’Asie, P., 1961 (Conferences du theatre des Nations Journees d’etudes de Royaumont); его же, La musique vietnamienne traditionnelle, R., 1962; Rham Duy, Musics of Vietnam, L., 1975.

E. В. Васильченко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Вьетнамская музыка
Вьетнамский классический танец

реклама

вам может быть интересно

Sostenuto, состенуто Теория музыки
Построение Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Фригийская каденция Теория музыки
Курай Национальные культуры
Токио музыкальный Национальные культуры
Веймарская школа Термины и понятия
Ми (нота) Теория музыки
Виола Музыкальные инструменты
Канадский балет Балет и танец
Пародия Термины и понятия
Педализация Термины и понятия

Реклама