Опера Френкеля «Угрюм-река»

Композитор
Дата премьеры
30.11.1951
Жанр
Страна
СССР

Опера в четырех актах (восьми картинах) Даниила Френкеля по мотивам романа В. Я. Шишкова. Либретто В. Я. Шишкова и С. Г. Острового.
Премьера: 30 ноября 1951 года, Ленинград.

Действующие лица:

  • Данила Громов, купец, бас
  • Петр, его сын, тенор
  • Прохор, его внук, баритон-бас
  • Анфиса Козырева, воспитанница Громовых, меццо‑сопрано
  • Нина Куприянова, дочь богатого купца (сначала невеста, потом жена Прохора), сопрано
  • Фарков, приисковый рабочий, тенор
  • Дарья, жена Фаркова, сопрано
  • Василий Федоров, революционер-большевик, баритон
  • Нил, приисковый рабочий, тенор
  • Голован, приисковый рабочий, тенор
  • Илья Сохатых, приказчик Громовых, тенор
  • Пристав, бас
  • Тунгус, тенор
  • Приисковые рабочие, домочадцы Громовых, каторжане, конвойные, стражники, гости Прохора.

Действие происходит в Сибири около 1910 года.

История создания

Опера «Угрюм-река» рассказывает о первых революционных выступлениях русского рабочего класса. Основой для нее послужил одноименный роман В. Шишкова, описывающий историю семьи сибирских золотопромышленников Громовых. События романа происходят в конце XIX — начале XX столетий на фоне нарастающей освободительной борьбы приисковых рабочих, которая привела к открытому восстанию.

Френкель начал работать над оперой еще в 1938 году по либретто, созданному В. Шишковым (1873—1945). Она была представлена в 1940 году в ленинградский Малый оперный театр и готовилась к постановке, однако начавшаяся Великая Отечественная война прервала работу. Через десять лет театр вернулся к постановке этой оперы; после смерти В. Шишкова сотрудником композитора стал поэт С. Островой (род. в 1911 г.). Во второй редакции «Угрюм-река» была впервые показана Малым оперным театром 30 ноября 1951 года. Несколько позже авторы сделали новую, третью редакцию, показанную на той же сцене в 1953 году.

В ходе переработки литературного источника в оперное либретто сюжетные линии романа подверглись некоторым изменениям. Была усилена линия революционно-освободительной борьбы, в связи с чем исчезли одни персонажи (например, Ибрагим-оглы), появились другие. К числу последних принадлежит большевик Василий Федоров, рабочий Фарков, проделывающий большой путь от стихийного протеста до сознательной революционной деятельности, его жена Дарья, друзья Нил, Голован. Многие события были изъяты с целью наибольшей концентрации действия, ряд образов переосмыслен. К ним в первую очередь относится Анфиса. В опере она — сирота, воспитанница Громовых, что придает ее личной драме социальный оттенок.

Сюжет

В доме Громовых царит зловещая тишина. Умирает старик Данила Громов — владелец золотых приисков, лютый хозяин, сгубивший немало душ. Перед смертью Данила делит наследство. Меньшую часть золота он оставляет непутевому сыну пропойце Петру, большую — внуку, «орленку» Прохору. Назначая Прохора своим наследником, дед наказывает ему быть строгим хозяином, держать народ в кулаке. Но в последние секунды жизни жадность одолевает старого стяжателя, и он умирает с криком «Все мое! Никому не отдам!» Приказчик Громовых Сохатых показывает домочадцам завещание Данилы: оно подтверждает раздел имущества. Неожиданно разбогатевшему Прохору не страшны проклятья отца. Анфиса, возлюбленная Прохора, рада его удаче, теперь уже ничто не должно помешать их счастью. Но блеск золота, власть ослепили Прохора. Машинально он отвечает на нежные речи Анфисы, неотступно думая об одном — о богатстве. Между тем Петр, которому давно приглянулась Анфиса, лишившись приисков, задумывает отомстить сыну, женив его на другой. Приманкой для Прохора должно стать богатство невесты.

Двор дома Громовых заполнен домочадцами и гостями. Слышны громкие поздравления, пожелания счастья. Пьяный разгул в разгаре. Празднуется помолвка Прохора с дочерью богатого купца Куприянова, Ниной. Во двор входит Анфиса, которую Петр под благовидным предлогом отправил на неделю в город. Недаром люди предупреждали ее о готовящемся коварстве Прохора. С гневом и возмущением отвергает Анфиса наглые домогательства Петра. Тем временем Прохор и Нина обсуждают свое будущее. Прохор предупреждает невесту, что ее ждет нелегкая жизнь в таежном краю, где действуют свои, жестокие законы. Нина, которую больше прельщают столичные развлечения и удовольствия, вынуждена подчиниться властному требованию жениха. Но как ни радуется Прохор предстоящей женитьбе на богатой купеческой дочке, он не в силах вырвать из сердца образ Анфисы. Однако богатство ему дороже любви, и, когда девушка напоминает о былых днях счастья, о клятвах, Прохор грубо обрывает ее. Анфиса не намерена сдаваться и сумеет отомстить. В ее руки попал важный документ — покаянная деда Данилы со списком загубленных и ограбленных. И если Прохор не изменит своего решения, она передаст бумагу прокурору.

Вдоль Угрюм-реки, по глухомани пробирается в поисках новых месторождений золота партия рабочих Громова, окруженная стражниками. Голод, болезни, гнус измучили людей, многие из них погибли в пути. Ропот нарастает среди искателей. Дальше идти нельзя. Фарков призывает не покоряться Громову, готовому ради золота сгубить людей. Нил предлагает убить хозяина и спалить усадьбу. Из леса выбегает тунгус с самородком в руках. За ним гонится Громов с приставом. Прохор обманом завладевает самородком, пытается выведать у тунгуса месторождение золота. Фарков вступается за него, и взбешенный Громов, пригрозив расправиться с заступником, уходит.

К рабочим приближается Анфиса. Наконец ей удалось разыскать в тайге партию. Анфиса решила предпринять еще одну попытку вернуть Прохора. Голован и Нил отговаривают девушку от встречи с Громовым. Всем известна его жестокость. Вбегает пристав: найдено золото. Нехотя рабочие направляются к новому месторождению.

На берегу Угрюм-реки в задумчивости стоит Прохор. Он достиг всего, чего желал: богатства, власти, стал хозяином этой могучей реки с золотоносными берегами. Радостно встречает Прохор Анфису, видя в ее приходе знак того, что она покорилась своей судьбе. Но Прохор ошибся. Гордая Анфиса не простила ему измену. Вновь она напоминает о бумаге со списком преступлений Данилы Громова. Прохор требует отдать ему документ, пробует отнять силой и, встретив сопротивление Анфисы, в ярости душит ее. На крики Анфисы сбегаются рабочие. Воспользовавшись тем, что первым на месте преступления оказался Фарков, Прохор обвиняет его в убийстве. Напрасно Фарков доказывает обратное. Его хватают стражники.

Прошли годы. На берегу Угрюм-реки, неподалеку от громовских приисков, расположилась на привал партия каторжан. Среди них — Фарков. Воспоминания жгут его душу. Только б вернуться, тогда он посчитается с Громовым. Но товарищ Фаркова рабочий-большевик Василий Федоров не одобряет замыслов Фаркова. Не о мести надо думать, а о борьбе за освобождение от громовых всего рабочего люда. Федоров предлагает Фаркову бежать и включиться в революционную работу. Конвойные подымают каторжан, партия продолжает свой путь.

На место привала прибегают Дарья, Нил и Голован, но поздно — партия уже ушла. Неожиданно слышны выстрелы, вслед за тем появляется Фарков. Нил и Голован прячут его под рыбачьей лодкой, а преследующих солдат направляют по ложному пути. Рыбаки вносят убитого во время побега Федорова. Фарков дает над телом товарища клятву выполнить его завет, отдать все силы борьбе за освобождение рабочего класса. С ним вместе клянутся Нил, Голован.

У бараков собрались на сходку рабочие, ждут Фаркова. Нет больше сил терпеть издевательства Громова и его приказчиков. Пристав требует выдачи беглого каторжника, угрожает Дарье расправой. Нил и Голован заступаются за жену товарища. Их арестовывают. Гнев и возмущение охватывают рабочих. Дарья уговаривает потребовать у хозяина ответа за все его преступления. Рабочие уже готовятся двинуться к хозяйской усадьбе, но Громов сам появляется перед ними. Горит лес, огонь идет к прииску и усадьбе. Пожар грозит Громову разорением, и он на коленях умоляет рабочих потушить пожар, обещая освободить арестованных и втрое увеличить оплату. Но рабочие уже знают цену хозяйским посулам и по совету Фаркова отказываются ему помогать.

Уже неделю горит тайга. Медленно, но неотвратимо огонь приближается к прииску. Прохор вспоминает, что так же горел лес в то лето, когда он убил Анфису, и звериный страх закрадывается в его сердце. Уж не возмездие ли это? Пристав сообщает, что рабочие приисков забастовали и во главе с Фарковым идут к усадьбе. Прохор приказывает силой подавить забастовку. Его мрачные размышления прерывает Нина. Она напоминает, что сегодня семейный праздник, скоро соберутся гости, и уговаривает не портить торжественный день, уступить рабочим, освободить заложников. Прохор отказывается, ибо стоит уступить один раз, как он лишится своей безграничной власти. Нет, он расправится с рабочими, чего бы это нн стоило.

Нарядная зала полна гостей. Нескончаемым потоком льются славословия и похвалы хозяину. Громов произносит тост в честь золота, которое безраздельно господствует над людьми, позволяет покупать их души, совесть, дружбу и любовь. Золото — это власть, и нет силы, способной ее отнять. И словно в ответ на его слова доносится гул толпы. То народ, восставший против угнетателей. Гости поспешно удаляются. Солдаты не в силах остановить рабочих, и те врываются в дом. Слышен звук пистолетного выстрела: Прохор, страшась народного гнева, покончил с собой.

Музыка

В «Угрюм-реке» соединены черты исторической и бытовой психологической оперы. Острый классовый конфликт, определяющий идею оперы, переплетается с личной драмой героев. Образы оперы четко размежеваны на два противостоящих друг другу лагеря. Это приисковые рабочие, Фарков, Федор, Дарья, Нил, Голован — с одной стороны, и Громов со своим окружением — с другой. Выпукло обрисован Прохор Громов, человек сильного характера, движимый низменными страстями — звериной жестокостью, ненасытной алчностью, жаждой власти. Богатой натуре Анфисы противостоит бесцветная и заурядная Нина. В опере сочетаются разные музыкальные средства: широкая песенность в хоровых эпизодах, декламационность в сольных номерах, бытовые жанры (частушка, «мещанский» вальс и т. п.) в обрисовке быта. Композитору удалось передать в музыке суровый колорит сибирской природы.

Оркестровое вступление создает величавый образ таежной сибирской реки.

Тяжелая, гнетущая атмосфера господствует в сцене смерти деда Данилы, открывающей первый акт. Диалоги солистов чередуются с репликами хора домочадцев. Зловеще-торжественна клятва Прохора. Спор отца и сына из-за наследства решен приемом контраста: резкие фразы-выкрики спорящих слышны на фоне скорбно-бесстрастного хора панихиды. Нежной лирической темой охарактеризована Анфиса; в дуэте с Прохором ее ласковым, моляшим интонациям противопоставлены грубые реплики Громова. Картина завершается терцетом Прохора, Петра и Анфисы, где психологически тонко раскрыты разноречивые чувства героев.

Сцена помолвки начинается с тяжеловесного величального хора, за которым следует взволнованная, полная горечи обиды ария Анфисы «Я взросла сиротою в этом доме». Обстановка пьяного разгула характеризуется частушками подвыпивших парней.

Оркестровое вступление второго акта с тоскливым заунывным напевом английского рожка рисует картину таежной глуши. В этом же настроении выдержана песня тунгуса. Глухо звучит хор рабочих, перерастающий в сцену недовольства, где выделяется мужественная речь Фаркова. Чувства гнева, возмущения выражены в песне «Уж ты матушка, Угрюм-река», напоминающей старые песни русской вольницы. Маршевый ритм ариозо Прохора «Здравствуй, здравствуй, Угрюм-река» передает его упоение безграничной властью. Кульминацией картины является остродраматичная сцена убийства Анфисы.

Пятая картина начинается хором каторжан «Мы идем по кремнистой дороге», родственным революционным тюремным песням. Ему близка песня «Эх, дорога ты, дороженька». Искренней печалью трогает ария Даши «Тишина на земле какая!» Страстная ария-клятва Фаркова, звучащая на фоне траурного марша, наполнена сдержанной патетикой.

Шестая картина обрамлена хором рабочих «Силушка-сила ты, сила народная». В центре ее — эпизоды с приставом, страстный призыв Даши расправиться с Громовым, его униженные мольбы, патетическая речь Фаркова, которые создают линию непрерывного драматического нарастания.

В седьмой картине главное место занимает монолог Прохора, охваченного страхом перед народом.

Восьмая, кульминационная картина открывается парадным заздравным хором. В арии Прохора «Все на земле непрочно» за внешней приподнятостью чувствуется душевная опустошенность. Завершается опера хором-песней победившего народа, славящего Угрюм-реку, ставшую символом борьбы за рабочую долю.

М. Друскин

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама