«Травиата» — дебют Ирины Лунгу в Большом театре России
«Травиата» Верди в Большом театре в постановке Франчески Замбелло 2012 года — один из немногих «старых» спектаклей, который и по прошествии ряда лет выглядит на редкость свежим и новым. Идти на него можно совершенно спокойно: опасности случайно наткнуться на грабли современной режиссуры он не представляет.
Через партию главной героини Виолетты Валери с момента премьеры в этой постановке прошло много интересных разноплановых исполнительниц – Венера Гимадиева, Оксана Шилова, Альбина Шагимуратова, Динара Алиева, Анна Нечаева, Хибла Герзмава, Ольга Перетятько.
А не так давно в когорту главных героинь этого спектакля влилась Ирина Лунгу.
Эта вердиевская партия – дебют певицы в Большом театре, но удачная возможность «прощупать» его Историческую сцену впервые появилась у нее еще благодаря участию в гала-концерте в ноябре 2015 года, на котором она одним из номеров блестяще исполнила тогда арию Виолетты из финала первого акта. И ее концерт в «Новой Опере» (2013), первый приезд к нам в ранге оперной звезды, запомнился как раз исполнением фрагментов из «Травиаты», но, как ни странно, в части репертуара бельканто впечатлил тогда не слишком. А уже с конца 2015-го в нечастых визитах певицы в Москву наметилась регулярность.
В начале декабря 2015 года Ирина Лунгу спела Мими в двух премьерных спектаклях постановки «Богемы» Пуччини в «Новой Опере» (этому событию посвящена специальная часть большого интервью с певицей. 25 декабря 2016-го она вышла Маргаритой в «Фаусте» Гуно в проекте Московской филармонии на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского.
Наконец, в начале нынешнего месяца состоялся ее дебют на Исторической сцене Большого в партии Виолетты
(2 и 4 ноября), и автору этих строк довелось посетить второй из этих спектаклей. Заведомо объективно сложилось так, что нашу соотечественницу, сегодня живущую за рубежом и сделавшую впечатляющую карьеру на многих оперных сценах мира, по-настоящему открывать в родных пенатах мы стали лишь относительно недавно.
Другой важной в творчестве певицы вердиевской партией стала Джильда в «Риголетто». Копилка личных впечатлений автора этих строк пополнилась ею благодаря посещению спектакля в «Опере Бастилии» весной прошлого года. Та постановка, хотя Джильду до этого Ирина Лунгу спела уже много раз, также явилась ее дебютом и на той сцене – одной из двух сцен главного оперного театра Франции.
Живые московские и парижские впечатления всеобъемлющими с точки зрения охвата всего спектра творчества исполнительницы, конечно же, не назвать, но дать вполне представительный срез его сегодняшнего дня они могут и дают.
Сама певица называет свой голос soprano lirico di agilità, то есть лирическим сопрано с подвижностью.
И даже приведенная не слишком большая статистика живого восприятия ее творчества убеждает в этом вполне резонно, в первую очередь – тонко прочувствованной стилистикой французского лирического репертуара, из которого полностью мы смогли услышать певицу пока лишь в партии Маргариты в «Фаусте» Гуно.
Лирически-подвижная природа голоса исполнительницы ощущается, конечно же, и в партиях вердиевского драматического бельканто (определение, которое приходится «изобретать», ведь когда мы говорим «бельканто», всегда подразумеваем романтическое бельканто XIX века, наиболее востребованными представителями которого в наши дни являются Беллини, Доницетти и Россини, пусть последний по отношению к первым двум и стоит неким особняком). В интерпретациях лирических голосов лирическая по своей сути партия Джильды с точки зрения и в этом случае необходимого ей музыкально-драматического наполнения, как правило, никаких проблем не вызывает.
Однако задачи партии Виолетты — особые, существенно более сложные, прихотливые, и без музыкального драматизма здесь уже не обойтись!
Впрочем, как показал спектакль в Большом, оставаясь в рамках лирической природы своего голоса, перепеть саму себя в этой партии Ирина Лунгу вовсе не стремилась. Но то, с каким вокальным изяществом, с каким истинно актерским, драматически чувственным перевоплощением певица смогла создать в нашем спектакле психологически цельный и емкий образ главной героини, вызывает восхищение!
Формула «лирическое – в голосе, драматическое – в образе» в аспекте интерпретации Ириной Лунгу образа Виолетты верна по сути, но всей глубины его постижения, конечно же, не отражает. Подлинное искусство уложить в готовую формулу очень сложно, ведь, по словам певицы, она всегда мечтала именно о романтическом бельканто, о музыке Доницетти, Беллини и Россини, о каких-то неведомых (а пусть даже и вéдомых) оперных раритетах – явно не о «Травиате»!
Но по воле Его Величества Случая именно в этой опере, в которой никогда раньше не пела, в 2007 году дебютировала в «Ла Скала»!
Речь идет о серии спектаклей легендарного маэстро Лорина Маазеля (1930–2014): в первом составе была занята знаменитая румынка Анджела Георгиу, а ему нужна была певица на второй.
Расслышав в голосе начинавшей карьеру русской исполнительницы драматические «нотки», почувствовав нераскрытый тогда еще вокальный потенциал драматической чувственности, именно этот дирижер и поверил в нее, дав шанс выступить в главной партии.
После этого Виолетта стала поистине знаковой ролью певицы: она с неизменным успехом спета более ста с лишним раз на многих сценах мира,
а по-настоящему значимая карьера Ирины Лунгу на Западе как раз и началась после той «Травиаты» в «Ла Скала». И всё же, когда много и часто поешь одну и ту же партию, оттачивая и совершенствуя стиль, всегда есть опасность пропустить, не заметить момент собственной творческой стагнации. Но после более ста выступлений в партии Виолетты по-новому взглянуть на нее певице в свое время помогла работа с потрясающим итальянским дирижером Ренато Палумбо.
Сегодня, когда в ее творчестве (причем, не так давно) наметился довольно устойчивый крен обращений к операм Беллини и Доницетти, предложения выступить в «Травиате» певица принимает в исключительных случаях. А предложение, связанное с возможностью дебюта русской певицы на сцене главного музыкального театра России (на сцене Большого театра), – из разряда, конечно же, исключительных!
Сегодня Ирина Лунгу — художник от музыки, поразительно уверенно расширяющий заветные для нее горизонты бельканто.
К нему влечет сама природа ее голоса, обогащенная мудростью и опытом: голос певицы перешел на качественно новую ступень мастерства, приобретя то, чем не обладал ранее.
Во время стажировки в Милане в Академии молодых певцов театра «Ла Скала» Ирина Лунгу всё же смогла спеть две главные партии в операх Доницетти в учебных проектах на сцене Teatro Donizetti в Бергамо («Уго, граф Парижа» и «Паризина»), а в «Ла Скала» в репертуаре Доницетти вернулась позже, исполнив главную партию в «Марии Стюарт» и Адину в «Любовном напитке».
Два первых названия — «экзотика» даже для сегодняшнего оперного театра Италии, но «Любовный напиток» востребован устойчиво. При этом и «Марию Стюарт», и такие оперы, как «Пуритане» Беллини или «Анна Болейн» Доницетти, в которых певица впервые выступила лишь в прошлом сезоне (в первой – в ряде театров Италии, во второй – во Франции), встретишь в афише далеко ведь не каждого театра! Зато истинно народные «Травиата» и «Риголетто» где только не идут – да везде!
К счастью, сегодня «Травиата» — и в афише Большого, ведь без этого встречи с Ириной Лунгу в ее коронной партии просто бы не было! И, к счастью, отечественный оперный театр давно изжил традицию советских времен, когда партию Виолетты пели «звонкие колокольчики» высоких лирико-колоратур (а то и явных колоратур), что, вопреки замыслу Верди, превращало главную героиню его оперы в субретку, а саму оперу – в легкую опереточную мелодраму «с летальным исходом».
Драматический крен образа Виолетты в Большом сегодня отчетливо проступает и в лирической фактуре голоса Ирины Лунгу.
«Травиата», собранная в 2012 году французским дирижером Лораном Кампеллоне, за годы проката успела побывать в руках замечательных отечественных маэстро – Павла Клиничева, Василия Синайского и Тугана Сохиева, под управлением которого прошел и спектакль 4 ноября.
В этот вечер не только дирижер и оркестр, но и вся великолепная тройка певцов – Ирина Лунгу (Виолетта), Липарит Аветисян (Альфред) и Алексей Марков (Жермон) – смогла убедить в том, что «Травиата» Верди и в русском оперном театре может звучать на высочайшем европейском уровне вокальной культуры и музыкального стиля!
Фото: Living Italy